Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Хулиганство

Что-то Академия наук совершенно распоясалась… Мало, что школы какие-то продвинутые взялась (к стыду прочим) открывать, так еще недавно предложила «ввести внешний экзамен для проверки качества образования в российских университетах, так как очевидна тенденция снижения уровня вузовского образования». Это уж форменная диверсия против основ «всеобуча».
Помнится, в 80-х как-то попытались провести диктант и какие-то еще проверочные работы уровня школьной программы на выпускных курсах некоторых вузов (до 80% студентов их, разумеется провалили и тоже были возмущенные статьи – типа «закрывать надо такие вузы!»).
Такой экзамен, будь он действительно проведен, означал бы подлинный «погром высшей школы» и покушение на интересы всех трех сторон образовательного процесса (государство лишится возможности гордиться самым высоким в мире «числом студентов на душу», учащиеся – легкодоступных дипломов, вузы – доходов) - как минимум три четверти студентов независимого («внешнего») экзамена, конечно, не выдержат. Потому вероятность чего-то такого нулевая. Но уровень дерзости этого академического хулиганства я оценил.

Повод для беспокойства левой общественности

Прошло недавно известие, что АН намерена открыть по стране 100 школ специально для продвинутых учеников (с отбором по продемонстрированным способностям) – с преподаванием предметов особыми людьми и по особым программам. Возможность адекватного воплощения этой затеи оценивать не буду. Любопытной мне показалась лишь реакция на нее. Мысль о подготовке какой-то особой «элиты» оказалась невыносима не только «традиционным левым», но и т.н. «лево-либеральной интеллигенции», выразившей свое неприятие устами какой-то (кажется, впрочем, известной) психологини.

Прожекту инкриминируется то, что в школах этих будто бы будут учиться в основном дети нынешнего истеблишмента (ненависть к нему общеизвестна и понятна). Но за этих-то детей можно не переживать: они и так учатся и будут учиться в лучших заведениях, какие есть в РФ, или за границей (как это практиковалось и практикуется в любом обществе). Едва ли для детей РФ-ной элиты не хватает тех хороших школ, которые уже есть, и они ринутся в те, где предполагается еще и жесткий отбор по реальным способностям (а без такого отбора проект не имеет смысла ни для учащихся, ни для организаторов). Потом, 100 школ – это много: еще каких-то «дополнительных» 50 тыс. детей у истеблишмента просто нет.

Но пусть даже нелюбимые «дети начальства» составят какой-то процент учащихся «академических» школ, да хоть половину. Но дать эксклюзивное образование хотя бы 20-30 тысячам реально талантливых «просто» детей – это хорошо или плохо? Оказывается – плохо. Почему? А надо ВСЕХ хорошо учить. Пробовали, однако… это еще более утопично, чем коммунистическое «от каждого по способностям, каждому по труду» (тут хотя бы предполагается, что способности у всех разные). ВСЕХ учить можно только очень плохо. Сколько ни раздавай дипломов, а всегда оказывается, что доля действительно «образованных» примерно одинакова (уровень условного «среднего» способны по-настоящему освоить процентов 40, условного «высшего» - не более 10-15).

То есть на самом-то деле противодействие вызывает не то, что хорошее образование будут получать «дети начальства» (они в любом случае вне досягаемости «эгалитариев»), а то, что вообще какие-то «умники» будут получать какое-то «особое» образование, недоступное для «всего народа». Ненависть к «продвинутым» - одна из базовых черт «левой идеи» во всех ее ипостасях. Все эти «affirmative action» направлены не против 1-2% высших (которые всегда свое возьмут), а против способных «средних», за счет которых и осуществляются лимитные наборы откровенно негодного контингента «низших».

В Совке-то это выглядело особенно наглядно: в наиболее престижных вузах преобладал этакий «букет» из «золотой молодежи» и «рабфаковцев» (а равно принятых по заниженному проходному баллу «стажников»). Но принцип (в виде правил приема, предусматривающих зачисление заведомо худшего по знаниям контингента помимо ЕГЭ и внеконкурсного приема для ряда групп) сохранился и сейчас, и всякое покушение на него (каковое неминуемо связано с попыткой ранжирования исключительно по знаниям), неизменно вызывает возмущение поборников «равенства неравных».

При последовательном проведении этого принципа следовало бы, пожалуй, ввести квоты для интеллектуально недостаточных и на всех других этапах – в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, да и на выборах в АН. Впрочем, при нынешнем качестве образования на всех этапах и масштабе охвата всеми его видами они по факту и так стихийно существуют, так что формальное узаконивание квот для убогих не особенно бы и повредила тому, чему повредить уже сложно.

(no subject)

В свое время я писал о подсчетах по судьбам выпускников некоторых учебных заведений РИ после 1917, а также об оценке общих потерь образованного слоя. А неделю назад на конференции в Поленово довелось услышать от создателя музея и историка одной из известных питерских гимназий (гимназии К.Мая) весьма интересную информацию на этот счет (они там задались целью установить судьбу всех ее выпускников). Так вот оказалось, что из доживших до 1917 ее выпускников почти две трети (более 60%) либо оказались в эмиграции, либо были репрессированы. Был даже несколько удивлен: все-таки не Александровский лицей или Училище правоведения, а обычная столичная гимназия… Впрочем, они считали и репрессированных в 30-40-х, а мои "половинные" оценки относительно контингента лиц массовых интеллигентских профессий касались начала 20-х годов.

(no subject)

Не касаясь разницы между содержанием и социальным смыслом образования в РИ и СССРФ (не раз разбиравшейся philtrius’ом), замечу, что культурообразующую свою функцию образование в советский период полностью утратило. Тогда как ранее уж ее-то выполняло в полной мере. Я несколько раз проделывал такой эксперимент. Показывал коллективные фотографии чиновников какого-то ведомства, инженеров или офицеров какого-то полка конца ХIХ - начала ХХ в., происхождение которых было мне известно, и просил определить, кто из них, так сказать, «интеллигент в первом поколении» (а это 25-40% в каждом случае). Никому это не удавалось. Образование соответствующего уровня и пребывание в соответствующей среде делало «неофитов» (по манере держаться, выражению лица, взгляду и т.п.) практически неотличимыми.
А вот факт пятилетнего пребывания в советском «вузе» такого влияния на облик человека не оказывал (разница между старыми русскими и советскими лицами вообще-то впечатляюща, но для данного сюжета это не существенно). И при проведении «обратного» эксперимента - попытки определить на коллективных фотографиях советских должностных лиц или, напр., научных сотрудников происхождение (когда таковое заранее не известно, но потом можно было выяснить) людей со сколько-то «интеллигентными» лицами, процент ошибок был весьма небольшим – в пределах 15% (и то в основном за счет евреев): всякий раз оказывалось, что такие лица, как правило, помимо окончания вуза имели какую-то зацепку и в соответствующей среде (причем когда речь шла о номенклатуре, случаи ошибок стремились к нулю).

(no subject)

По инициативе и усилиями юзера olga0 (которой еще ранее была создана звуковая версия (http://olga0.livejournal.com/903.html) в США был издан в виде книги (электронной и печатной) мой текст (в переводе на английский), который имеется у меня на сайте и представляет некое подобие учебника по истории РИ, но как бы «специализированного» — с освещением преимущественно тех аспектов, которые обычно освещаются крайне скудно. Для каждого царствования после очерка геополитического положения систематически излагаются система управления и состояние вооруженных сил, а для каждого полустолетия имеется обзорная глава, посвященная составу населения, положению сословий, состоянию законодательства и образования. Там не так «много букв», как цифр, но, с моей т.з. это тот минимум, который следует если не знать, то хотя бы раз в жизни увидеть. Не думаю, честно говоря, что в Америке это кому-то будет интересно («поступь российского империализма» скорее способна раздражить), но возражать против издания не стал. Книжка продается на «Амазоне» (в руках не держал еще, дали такую ссылку: https://www.amazon.com/dp/B07H57NXDB) и выглядит так:Collapse )

(no subject)

16 июля в УДП состоится собеседование на предмет приема в магистратуру по специальности "история и культура античности". Заинтересованные лица могут воспользоваться этой ссылкой: https://vk.com/wall-115078694_1959

РФ-ный «Who is Who»

Пять лет назад (14.9.2012) я писал о традиции издания в ряде стран общенациональных справочников типа «Who is Who» и об отсутствии таковой в России. И вот только что вышло инициированное мною издание, являющееся первой попыткой этого рода. Целью было собрать воедино и изложить в предельно сжатом виде основные сведения о примерно 10 тыс. лиц, составляющих современную РФ-ную статусную элиту высшего уровня. По уровню охвата словарь, конечно, не дотягивает до англо-американских или немецких, но где-то на уровне польских и южнокорейских.Collapse )

Претензии не по адресу

Не люблю я, как известно, эгалитаристов, «освободителей», «борцов за народное счастье» и вообще всякую такую левоту. Но претензии к ним со стороны «охранителей» (типа «как могли они до такой подлости дойти»), а тем паче – к обстоятельствам, обусловившим их появление (что встречается особенно часто), представляются мне вполне нелепыми.Collapse )