1. Совершенно бессмысленно беседовать о вещах, не только самих по себе неопределенных, но и о тех, которые связаны для разных людей с совершенно разными понятиями. Не только «демократию» и «народ», но и что такое «власть», «строй», «право», «элита» и т.п., представляют себе настолько по-разному, что употреблять эти слова - малопродуктивно, но – приходится: не придумывать же каждый раз новые термины, а «описательность» не всегда возможна (места не хватит). Создается ситуация, при которой мои высказывания адекватно понимаются только людьми достаточно меня знающими или сходного склада и образа мыслей. Постараюсь минимизировать разговоры на «общие» темы.
2. Власть над сознанием связки «термин-оценка» подавляюща. В конкретном случае, привычка считать все «демократическое» априори положительным настолько въелась в сознание, что даже симпатизирующие мне юзеры решили, что раз я за каким-то явлением отрицаю «демократичность», то значит – его противник, а, указывая на привлекательные для себя стороны моих взглядов называют их «демократичными». Понятно, что в этих условиях мне никогда не удастся объяснить, что, например, к советской власти я плохо отношусь потому, что считаю ее наиболее последовательным проявлением демократизма, а к свободам – хорошо именно потому, что усматриваю в них «аристократическое» начало. Постараюсь по возможности избегать прилагательных от понятий, эмоциональная оценка которых бывает полярной.
3. Даже юзеры, связанные с гуманитарной сферой, почти совершенно не представляют себе исторических и современных реалий, связанных с социальной стратификацией, вертикальной мобильностью, процессами формирования элит и т.п., что накладывает отпечаток на характер их суждений (нек.юзеры, на понимание которых я рассчитывал, сильно меня огорчили). Это не в упрек: тема эта у нас никогда не была популярна, а на Западе б-во публикаций носит поверхностный характер, тогда как имеющиеся конкретные исследования мало известны. Постараюсь со временем уделять этому больше внимания, тем более, что тут есть, что сказать.
4. Одно из наиболее часто встречающихся заблуждений – недооценка «идейности» носителей власти. Распространено представление, что это какие-то «плохие люди», причем похожие во всех обществах, которые лезут наверх, чтобы покуражиться над людьми хорошими, лишенными честолюбивых амбиций, что они в этих целях специально «выдумывают» себе идеологию. Полагаю, что такое суждение в большинстве случаев завышает их уровень, и они связаны идеологией больше, чем властны над ней. Постараюсь как-нибудь высказаться на этот счет.
5. Что же касается меня, то особенности моего подхода к «кратии», и трактовка связанных с этим вопросов, возможно, обусловлены тем, что это суждения человека, изучающего как раз элитные группы и смотрящего на власть не столько как на формы и процедуры, сколько сквозь призму социальной иерархии.
6. Высказаны суждения, что я неправильно воспитываю народ, вместо объяснения ему каких-то истин затуманивая его сознание. Но народ меня не читает и о самом существовании не подозревает. Даже если б я занимался политикой, тот интеллектуальный и методологический инструментарий, которым я располагаю, для пропаганды «на народ» все равно не пригоден. Я в любом случае представлял бы собой другой «род войск». Но я ею не занимаюсь, и ничье вообще сознание туманить не берусь. Мне даже более важна «обратная связь», так что если и есть у меня какой-то практический интерес в ЖЖ, то, скорее, «академического» свойства – знать, каково состояние умов определенного круга интеллектуалов.
7. Подозревают также в неискренности. А смысл? Я не связан ни партийной дисциплиной, ни корпоративными интересами, которые могли бы пострадать, покажи я себя в невыгодном свете, не занимаю места в гос.иерархии, которого рисковал бы лишиться. Для человека моего круга почти невозможно получать меньше, чем получаю я. Я нахожусь фактически в том положении, к какому стремились в Совдепии некоторые интеллигенты, уходя в истопники котельных, чтобы их нечего было лишить и нельзя было ничем «достать». В конце-концов, достиг возраста, когда, по большому счету, на все наплевать. И в этих обстоятельствах отказывать себе в удовольствии говорить, что думаю?
8. Наконец, прошу учесть, что я не претендую на выражение «общенародных» интересов (каковые не существуют вне сферы внешней политики) и рецепта всеобщего блага выдать не пытаюсь. Хоть я в общественном плане и круглый бомж - гражданин давно не существующего государства, патриот без отечества, полководец без армии, учитель без учеников и т.д., и ни социальной, ни политической крыши над головой у меня нет, но определенные предпочтения есть, так что позиция моя вполне, как выражаются марксисты, «классовая». Если кто еще не понял, мои симпатии целиком и полностью принадлежат тому слою людей, который что-то знает, что-то может и на котором все и держится. Из этого и исходите.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →