?

Log in

No account? Create an account
Впечатления от некоторых инициатив в образовательной сфере - Волков Сергей Владимирович — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Волков Сергей Владимирович

[ website | Сайт историка Сергея Владимировича Волкова ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Впечатления от некоторых инициатив в образовательной сфере [Jun. 13th, 2013|03:41 pm]
Волков Сергей Владимирович
Из Минобра вновь потянуло какими-то новациями: как по части ученых степеней («докторов исторических наук» предлагается оставить, а зато кандидатов - именовать «докторами истории», такая вот «реформа»), так и правил приема в вузы (дополнить ЕГЭ средним баллом аттестата и сдачей норм ГТО). Занятны тут не столько эти нелепости, кроме подобных которым ничего и не может появляться (образование в РФ такая же фатально провальная сфера, как в СССР сельское хозяйство, куда человека бросали на заведомое «не справился»), сколько реакция публики, принявшейся всерьез их обсуждать. Тогда как обеспечить у нас действительно качественное образование можно разве при наличии практически невыполнимых условий: сочетании у людей власти глубокого знания историко-социальных реалий, развитого интеллекта и железной руки, и, конечно, при полном игнорировании всякого «общественного мнения» (потому что создание системы такого образования противоречит представлениям либо интересам абсолютного большинства населения).

В прошлом году, кстати, враги народа из ВШЭ с привлечением иностранной агентуры сварганили книжку о зарплатах профессуры госвузов в разных странах. РФ по этому показателю ожидаемо в самом конце (после эфиопий, нигерий, малайзий и т.д.) с менее 1 тыс. долл. (в Канаде, Индии, США, Южной Африке, Италии, Малайзии, Англии, Саудовской Аравии и т.д. от 7,4 до более 9), но она при этом еще оказалась единственной страной, где преподавателям вузов платят меньше, чем в среднем составляет ВВП на душу населения – всего 60% (в большинстве стран - вдвое больше среднего ВВП, а в бедных – так и во много раз больше). Эта экзотика (когда ученые и преподаватели вузов получают меньше медсестер, не говоря о врачах, и школьных учителей) имеет, впрочем, традицию в смысле совковой нелюбви к «умникам», да и соответствует нынешнему духу поношения «креаклов», и ее одной совершенно достаточно, чтобы лишить смысла любые разговоры о «прорывах».

Но суть проблемы, конечно, глубже ее формального зарплатного выражения. Она, собственно, в том, что если каким-то чудом зарплаты нашей профессуры вдруг сравняются с нормальными (т.е. вырастут на порядок) – КТО ИМЕННО будет тогда профессурой. Это кому же будет позволено получать в месяц 300 тыс., неужели людям типа philtrius’а? Природа нашего строя такова, что этих-то как раз вычистят, а места, ставшие, наконец, действительно респектабельными, будут заполнены главным образом «интеллектуалами» володинско-дугинско-холманского уровня (а то и выдвиженцами типа «Светы-из-Иваново»), средней руки кавказскими бандитами, совсем уж никудышными детьми полу- и четверть-олигархов, вышедшими в тираж силовиками и чиновниками, ну и вообще представителями того слоя, которому и сейчас позволяется без особых усилий иметь сопоставимый уровень дохода.

В рамках нашего общества «образовательные» проблемы в принципе нерешаемы, и рассуждать тут, что будет лучше, а что хуже – напрасный труд. Коль скоро независимая и объективная оценка знаний по политическим соображениям невозможна, добавление к ЕГЭ «среднего балла аттестата» или вузовского экзамена по профильному предмету – есть вопрос лишь о том, с кем заставить областное образовательное начальство поделиться взятками: со школьным – или с вузовским.
Забавно, что большинство озабоченных «судьбой образования» интеллигентских пустобрехов (помню, где-то с месяц назад ими был облаян philtrius, чьи идеи на этот счет были сочтены недемократичными) воображает, что ратует в пользу меритократии. Всегда удивляло, что люди, любящие рассуждать о социальных лифтах как функции высшего образования и ратующие за его максимальное расширение, не понимают, что эти вещи находятся в прямой оппозиции друг другу.

Получение образования может выполнять функцию «соцлифта» только в том случае, если людей, получивших образование определенного уровня, относительно немного, и они образуют соц. группу, высшую по отношению к большинству (в развитых странах в «массовом обществе» таков слой «профессионалов», занявших нишу прежнего дворянства). Лифт же не обязательно должен вести на последний этаж – попасть в 10% или даже в 20 – уже более чем завидный успех.

Но если образование соответствующего уровня имеют все или большинство, то подниматься на таком «лифте», собственно, некуда. Дипломоносители остаются продавцами и охранниками. Образование функцию «соцлифта» полностью утрачивает, а начинают ее выполнять совсем другие вещи – связи, родство, взятки, принадлежность к клиентелле влиятельных лиц и т.п. Меритократия тут, как говориться, и не ночевала. Но интеллигентское дурачье, привыкшее выступать «за все хорошее» и думать, как бы всем было хорошо, этого не понимает.

Вообще почему-то связь между ограниченностью какого-то ресурса и его реальным статусом осознается крайне слабо. Помню, как в 90-х «в целях повышения престижа науки», увеличили вакансии в АН. Страна вдвое сократилась, а «членов» стало чуть не вдвое больше; в 3-4 раза, стало быть престиж «возрос» (а артистических званий – так в 6 и 12 раз: «народных-заслуженных» в 70-80-х давали в среднем по 20 и 30 в год, а в РФ – более 60 и около 180 соответственно, а в нек.годы до 400). Или как к 50-ю ВОВ опустили до юбилейной медали, раздав его поголовно всем дожившим, орден «Отеч.войны», дававшийся в свое время за конкретные подвиги и отличия. Но считается, что чем "хорошего" больше – тем лучше.
linkReply

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: pecheny
2013-06-13 11:52 am (UTC)
Дугина Вы зря в таком соседстве поминаете— это всё же совсем другого типа персонаж.
а так всё верно, увы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2013-06-13 01:35 pm (UTC)
А какого дугого?:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tu22m3
2013-06-13 11:54 am (UTC)
к 40-ю ВОВ. Это было в 1985.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: balalajkin
2013-06-13 12:56 pm (UTC)
У вас странный сбой логики здесь. Если образование перестало исполнять функции социального лифта в России, то это не значит, что его исполняют "связи родство и пр" и образование само по себе каким-то образом виновато, и его надо сокращать, чтобы не плодить дипломированных охранников и продавцов.
Во-первых, подыматься тем, у кого родство, связи и проч, вообще не нужно, они уже наверху.
Во-вторых, лифт не нужен, когда нет реальной практической деятельности, которая нуждается в действительных специалистах. Для карго-культов и обслуживания трубы действительно не нужно ни такое количество специалистов, ни такие специалисты, которые производят в огромных количествах российские вузы.
И сокращение числа студентов тоже ничего не даст и не повысит статуса образованного человека ни на йоту, пока в России не будет реальной политики, реального бизнеса и реальной науки вместо тотального театра. А их не будет, потому что они банально не нужны тем, кто заказывает текущую пьесу.
Но. Функции социального лифта у образования остаются. Потому что у талантливого паренька или девчонки из глубинки и без связей появляется возможность изучить некую реальную науку и банально уехать за рубеж.
И закрывать такую возможность преступно, и даже за мысли об этом я бы примерно наказывал. Чтобы неповадно было, на уровне рефлекса.

Edited at 2013-06-13 01:03 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2013-06-13 01:36 pm (UTC)
А кто заказывает текущую пьесу?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: anloy
2013-06-13 01:02 pm (UTC)
В наше время высшее образование фактически заняло место среднего — для русской семьи отправить детей учиться в институт после школы уже стандарт. Настоящим высшим образованием теперь становится либо полученное в престижных вузах (МГУ), либо второе высшее, особенно сейчас, когда по большинству специальностей срок обучения сократили с 5-ти до 4-х лет, зато ввели магистерскую степень, на которую надо учиться всего 2 года.

Впрочем, и два высших никакого социального лифта не дают, но это уже устройство государства такое.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yu_sinilga
2013-06-13 02:25 pm (UTC)
Совершенно верно. Либо старый университет+аспирантура=высшее образование. ПТУ-шки давно переименованы в колледжи, а пединституты - в университеты и академии :(
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vladimir1911
2013-06-13 01:14 pm (UTC)
Когда я после университета пришел на работу в институт из системы Академии наук бал там правили люди на 20 - 25 лет старше меня. С тех пор прошло немало времени, уже я задумываюсь о пенсии - а те люди, что руководили 30 лет назад - работают и сейчас. Стандартное основание - "они передают свой опыт". Опыт уже давно пора передавать их ученикам и ученикам их учеников. Уже в стране и учеников нет столько, сколько "передающих опыт" в нашей науке.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2013-06-13 01:38 pm (UTC)

Об россиянском образовании

User hirelingofnato referenced to your post from Об россиянском образовании saying: [...] Оригинал взят у в Впечатления от некоторых инициатив в образовательной сфере [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2013-06-13 01:50 pm (UTC)

Впечатления от некоторых инициатив в образовательной

User shadow_ru referenced to your post from Впечатления от некоторых инициатив в образовательной сфере saying: [...] Originally posted by at Впечатления от некоторых инициатив в образовательной сфере [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: philtrius
2013-06-13 01:58 pm (UTC)
Спасибо большое!
Надѣюсь, впрочемъ, что — поскольку я библiотекарь — сокращать меня пока не будутъ.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kenob80
2013-06-14 01:15 am (UTC)
да, вас сразу убьютЪ
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: pvt_kelly
2013-06-13 02:09 pm (UTC)
--сочетании у людей власти глубокого знания историко-социальных реалий, развитого интеллекта и железной руки--
Пришельцы с Бетельгейзе?
Серьезно, а где и когда такое было?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: salery
2013-06-13 07:13 pm (UTC)
Ну, все, конечно, относительно, превосходные степени тут неуместны, но не раз в достаточном приближении случалось (тогда, собственно, та или иная страна и делала рывок). Но достаточно редко - я потому и говорю об этом как о "практически невыполнимых условиях".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: wlord
2013-06-13 02:41 pm (UTC)
"Получение образования может выполнять функцию «соцлифта» только в том случае, если людей, получивших образование определенного уровня, относительно немного, и они образуют соц. группу, высшую по отношению к большинству"

Что за соц слой? У нас и так есть социальное расслоение по уровню образования. Ну не занимают высшие проф должности работники без высшего образования. В отличие от тех же США, в которых не образование, а личные качества позволяют делать карьеру и успешный бизнес. Тот же Билл Гейтс не имеет высшего образования. Что было бы с развитием информатики без майкрософт?
Упаси нас Бог судить о профессионализме по корочкам диплома. Судить и отбирать (сепарировать) профессионалов нужно по-божески, то есть по делам их.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: boomzoomer
2013-06-13 02:57 pm (UTC)
Билл Гейтс - несомненно успешный бизнесмен, а вот в технологическом смысле его компания имеет длинный пример бесконечных и безсистемных шараханий, неудачных попыток скопировать чужое, некоторое количество купленных и уничтоженных небольших компаний.Без Microsoft мир был бы гораздо интереснее и многообразнее.Я думаю, что отсутствие образования у БГ сыграло свою определённую роль в негативном образе компании...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: belogvardeec_ru
2013-06-13 03:26 pm (UTC)
"Советские солдаты не могли принести нам свободу, потому что сами её не имели."

Это верно. Если руковдство страны не опирается на большинство своего народа, то внешняя политика такого государства обречена на поражение несмотря ни на какие победы. Так было с РИ и СССР.

Не способна и не желала руководство РИ проводить политику по подрыву той же Австрийской Империи, создавать национальные политические силы пророссийской ориентации. РИ никак не реагировала на политику русофобии на Зап.Украине, не препятсвовала объединению Германии, не поддержала Кофедерацию Штатов Юга...немецкая линия династии Романовых (Гольштейн -Готторпы или Саксен - Кобург - Гота) сознательно сдерживали развитие России и проводили дружественную политику в отношении германских государств. Всё это потом имело для России катастрофические последствия.

СССР действовал частично по исторической инерции, а частично в рамках коммунистической идеологии. Результат получился тот же, пшик.

Немцы, народ высокого национального самосознания. Здесь не всё решает чисто военная сила. Подчинить их может только тот кто на голову их выше, например англосаксы (Англия и США).
Россия к таковым странам не относится. Ею вертят как хвост собакой кто не пожелает. Результат правления Романовых, историческая инерция, случайные правители, отсутствие элиты, слабое национальное самосознание и качество населения. Конец ее был вполне логичен.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: royal_guardian
2013-06-18 09:47 am (UTC)
Подавление революции 1848-49 в Австрии это и есть то самое "препятствование обьединению Германии"
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: livejournal
2013-06-13 03:56 pm (UTC)

Впечатления от некоторых инициатив в образовательной

User seraphim_6k referenced to your post from Впечатления от некоторых инициатив в образовательной сфере saying: [...] Оригинал взят у в Впечатления от некоторых инициатив в образовательной сфере [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: great_decorator
2013-06-13 04:04 pm (UTC)
Может быть, у нас складывается очередная стадия коммунизма (после переходного периода 90-х)?
Если брежневизм (Release 2) обходился без ГУЛага и массовых репрессий, то путинизм (Release 3) - без тотального идеологического контроля и закрытости границ.
Если так, то ухудшение - даже в сравнении с "развитым социализмом" - вполне закономерно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sturman_george
2013-06-13 04:34 pm (UTC)
"Получение образования может выполнять функцию «соцлифта» только в том случае, если людей, получивших образование определенного уровня, относительно немного, и они образуют соц. группу, высшую по отношению к большинству".

Исследование рынка рабочей силы Великобритании доктора Malcolm Brynin из Эссекского университета подтверждают этот тезис.

В 1993 году 47.9% выпусников университетов получали зарплатру выше на 30% средней "по отрасли" (или на 52% больше чем работники без квалификации).
В 2008 году показатель упал до 23.1%, а 27.1% получали меньше среднестатистической зарплаты.
В своей статье в журнале British Sociological Association journal, Sociology он пишет: despite the economic benefits of a degree declining dramatically, higher education is more and more a prerequisite for a ‘good’ job’. Just to earn merely average pay, it is increasingly necessary to be a graduate while a growing number of organisations are now entirely staffed by graduates.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: medovaiagora
2013-06-13 05:07 pm (UTC)
А что в Союзе Пейсателей делается...
В питерский недавно приняли одну бабу, ей 32 года и она там самая молодая, других и до сорока, а то и пятидесьти вряд ли есть. Баба всемерно старается, чтобы своих ровесников туда больше не допустить.
Насколько я понимаю, в науке то же самое - писатели (учёные) сами большинством голосов решают, кого считать писателем, и выбирают себе председателя Союза (или ректора ВУЗа, Президента РАН). Совершенно очевидно, что такая система вскоре...
Потому что нет аристократии, ни в традиционном виде, ни товарища Сталина.

Edited at 2013-06-13 05:10 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2013-06-14 10:51 am (UTC)
Да уж, выпестовал товарищ, прости Господи, партийную аристократию - живьем друг друга ели.
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>