Волков Сергей Владимирович (salery) wrote,
Волков Сергей Владимирович
salery

Categories:

Впечатления от некоторых инициатив в образовательной сфере

Из Минобра вновь потянуло какими-то новациями: как по части ученых степеней («докторов исторических наук» предлагается оставить, а зато кандидатов - именовать «докторами истории», такая вот «реформа»), так и правил приема в вузы (дополнить ЕГЭ средним баллом аттестата и сдачей норм ГТО). Занятны тут не столько эти нелепости, кроме подобных которым ничего и не может появляться (образование в РФ такая же фатально провальная сфера, как в СССР сельское хозяйство, куда человека бросали на заведомое «не справился»), сколько реакция публики, принявшейся всерьез их обсуждать. Тогда как обеспечить у нас действительно качественное образование можно разве при наличии практически невыполнимых условий: сочетании у людей власти глубокого знания историко-социальных реалий, развитого интеллекта и железной руки, и, конечно, при полном игнорировании всякого «общественного мнения» (потому что создание системы такого образования противоречит представлениям либо интересам абсолютного большинства населения).

В прошлом году, кстати, враги народа из ВШЭ с привлечением иностранной агентуры сварганили книжку о зарплатах профессуры госвузов в разных странах. РФ по этому показателю ожидаемо в самом конце (после эфиопий, нигерий, малайзий и т.д.) с менее 1 тыс. долл. (в Канаде, Индии, США, Южной Африке, Италии, Малайзии, Англии, Саудовской Аравии и т.д. от 7,4 до более 9), но она при этом еще оказалась единственной страной, где преподавателям вузов платят меньше, чем в среднем составляет ВВП на душу населения – всего 60% (в большинстве стран - вдвое больше среднего ВВП, а в бедных – так и во много раз больше). Эта экзотика (когда ученые и преподаватели вузов получают меньше медсестер, не говоря о врачах, и школьных учителей) имеет, впрочем, традицию в смысле совковой нелюбви к «умникам», да и соответствует нынешнему духу поношения «креаклов», и ее одной совершенно достаточно, чтобы лишить смысла любые разговоры о «прорывах».

Но суть проблемы, конечно, глубже ее формального зарплатного выражения. Она, собственно, в том, что если каким-то чудом зарплаты нашей профессуры вдруг сравняются с нормальными (т.е. вырастут на порядок) – КТО ИМЕННО будет тогда профессурой. Это кому же будет позволено получать в месяц 300 тыс., неужели людям типа philtrius’а? Природа нашего строя такова, что этих-то как раз вычистят, а места, ставшие, наконец, действительно респектабельными, будут заполнены главным образом «интеллектуалами» володинско-дугинско-холманского уровня (а то и выдвиженцами типа «Светы-из-Иваново»), средней руки кавказскими бандитами, совсем уж никудышными детьми полу- и четверть-олигархов, вышедшими в тираж силовиками и чиновниками, ну и вообще представителями того слоя, которому и сейчас позволяется без особых усилий иметь сопоставимый уровень дохода.

В рамках нашего общества «образовательные» проблемы в принципе нерешаемы, и рассуждать тут, что будет лучше, а что хуже – напрасный труд. Коль скоро независимая и объективная оценка знаний по политическим соображениям невозможна, добавление к ЕГЭ «среднего балла аттестата» или вузовского экзамена по профильному предмету – есть вопрос лишь о том, с кем заставить областное образовательное начальство поделиться взятками: со школьным – или с вузовским.
Забавно, что большинство озабоченных «судьбой образования» интеллигентских пустобрехов (помню, где-то с месяц назад ими был облаян philtrius, чьи идеи на этот счет были сочтены недемократичными) воображает, что ратует в пользу меритократии. Всегда удивляло, что люди, любящие рассуждать о социальных лифтах как функции высшего образования и ратующие за его максимальное расширение, не понимают, что эти вещи находятся в прямой оппозиции друг другу.

Получение образования может выполнять функцию «соцлифта» только в том случае, если людей, получивших образование определенного уровня, относительно немного, и они образуют соц. группу, высшую по отношению к большинству (в развитых странах в «массовом обществе» таков слой «профессионалов», занявших нишу прежнего дворянства). Лифт же не обязательно должен вести на последний этаж – попасть в 10% или даже в 20 – уже более чем завидный успех.

Но если образование соответствующего уровня имеют все или большинство, то подниматься на таком «лифте», собственно, некуда. Дипломоносители остаются продавцами и охранниками. Образование функцию «соцлифта» полностью утрачивает, а начинают ее выполнять совсем другие вещи – связи, родство, взятки, принадлежность к клиентелле влиятельных лиц и т.п. Меритократия тут, как говориться, и не ночевала. Но интеллигентское дурачье, привыкшее выступать «за все хорошее» и думать, как бы всем было хорошо, этого не понимает.

Вообще почему-то связь между ограниченностью какого-то ресурса и его реальным статусом осознается крайне слабо. Помню, как в 90-х «в целях повышения престижа науки», увеличили вакансии в АН. Страна вдвое сократилась, а «членов» стало чуть не вдвое больше; в 3-4 раза, стало быть престиж «возрос» (а артистических званий – так в 6 и 12 раз: «народных-заслуженных» в 70-80-х давали в среднем по 20 и 30 в год, а в РФ – более 60 и около 180 соответственно, а в нек.годы до 400). Или как к 50-ю ВОВ опустили до юбилейной медали, раздав его поголовно всем дожившим, орден «Отеч.войны», дававшийся в свое время за конкретные подвиги и отличия. Но считается, что чем "хорошего" больше – тем лучше.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 121 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →