Top.Mail.Ru
? ?
Волков Сергей Владимирович [entries|archive|friends|userinfo]
Волков Сергей Владимирович

[ website | Сайт историка Сергея Владимировича Волкова ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Интеллигентские обиды [Apr. 8th, 2013|09:16 pm]
Волков Сергей Владимирович
В некоторых кругах принялись ругать Пелевина (за последний роман). Я, как говорится, «не читал, но…» одобряю (в смысле – Пелевина, а не ругань). Постмодернистские чудачества мне не близки, и пелевинское творчество оценить мне трудно, но и от мимолетного знакомства с ним у меня, надо сказать, возникло подозрение, что некоторого понятия он не чужд. А тут, значит, «разошелся и расходился»: «Классический либерализм — одно из высших гуманитарных достижений человечества. Ухитриться даже из него сделать грязную советскую неправду — это уникальное ноу-хау российского околовластного интеллигента… Превратить слово «либерализм» в самое грязное национальное ругательство — означает, по сути, маргинализировать целую нацию… Такое возможно только в обществе, которое восемьдесят — а сейчас уже и все сто — лет жило строго по лжи, полностью ею пропитавшись...». За это и получил.

Считается, что он обидел «либеральную интеллигенцию». Но либеральный интеллигент (культурный человек, приверженный ценностям личной свободы и т.д.) – это, скорее, сам Пелевин, а обиженные – те, кого ими в нынешней извращенной системе понятий принято считать (советская сволота «детскоарбатского» розлива).

Что мне во всем этом не нравится: обиделись, к сожалению, не только те, кого он хотел обидеть, а довольно широкий круг «малых сих» (составляющих основную массу «белоленточников»), которые к помянутой сволоте в абсолютном большинстве не принадлежат, но склонны по недомыслию считать ее «своими» и даже авторитетами. Это мне более всего огорчительно.

Увы, профессиональные способности и ум часто уживаются с самой простодушной глупостью в общественных вопросах. Каковая может даже простираться до одобрения какого-нибудь «динамитчика» (но динамитчик «возникает» независимо от них, и действует вне зависимости от их о нем мнения). Они вечно не ценят то, что надо бы, сочувствуют не тем, кому надо, напарываются на то, за что боролись, садятся в лужу, а то и кончают совсем плохо.

Но ненависть к «либеральной интеллигенции» меня всегда коробит. В общем это сорт вполне симпатичных в быту людей, которые ни на кого (кроме себе подобных) не способны повлиять, ничего не способны сделать и ни за что, соответственно, отвечать не могут (они способны только радоваться тому, чему не следовало бы). Понимаю, что в зависимости от количества тестостерона в крови можно испытывать к ним разные чувства – от сочувствия до презрения. Я лично в большинстве случаев отношусь к ним как к детям или слегка помешанным, что не мешает мне многих из них любить и уважать. Это – мой с детства круг, люди, с которыми можно разговаривать (пусть даже меня часто не понимают или обижаются, как вот обиделись на Пелевина).

Чтобы ненавидеть их, надо быть чем-то гораздо худшим – советским павианом или злобным тупым фанатиком-мракобесом. А вот с такими разговаривать нельзя, такие стоят совершенно вне круга общения.

Печалуясь о несовершенстве того, что, как бы там ни было, все равно, к сожалению, лучшее, что ныне обитает на РФ-ных просторах, разве только на пелевиных и остается понадеяться. Потому за него и порадовался.
linkReply

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: newtricker
2013-04-08 05:20 pm (UTC)
Порадуемся же вместе. Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pe3yc
2013-04-08 05:24 pm (UTC)
Хорошо сформулировано.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: colonel_hunter
2013-04-08 05:26 pm (UTC)
Я люблю Пелевина - именно за его умение "откликаться" на актуальную ситуацию. "Поколение Пи" - дикие девяностые, "Диалектика переходного периода" - начало чекистского правления в РФ, "S.N.U.F.F." - современный глобально-постмодернистский мир... В общем, умеет Виктор Олегович "усечь фишку", вглядываясь в "рябь событий"...

Не читали его "ОМОН Ра"? Вам понравится, там много чудесных жемчужин: "На этом месте контрреволюционерами был злодейски убит товарищ Налбандян..." :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: landgrafff
2013-04-08 05:28 pm (UTC)
Как то рассказы Пелевина понравились, правда читал давно ("Принц госплана"," бубен верхнего мира"). Правда слова "либеральная интеллигенция" настолько в наше время исказились, что выглядят чуть ли не ругательными.
"....Такое возможно только в обществе, которое восемьдесят — а сейчас уже и все сто — лет жило строго по лжи, полностью ею пропитавшись...». За это и получил...... Согласен.
(Reply) (Thread)
From: ex_leo_sosn
2013-04-08 05:29 pm (UTC)
Не знаю, я вообще не обиделся и эту его фразу и вовсе чеернул, ведь правда же
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: zorich
2013-04-08 05:38 pm (UTC)
Да. Да.

(Я.)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sapojnik
2013-04-08 05:41 pm (UTC)
А я Пелевина не читаю, но из Вашего текста, признаться, не понял - за что ж на него обижаться "либеральной интеллигенции"? Если он действительно говорит, что «Классический либерализм — одно из высших гуманитарных достижений человечества"? За такое, по идее, она должна расцеловать Пелевина в обе щеки, разве нет? :)

То есть я понимаю так - Пелевин говорит: "вас, интеллигентов, очернили грязной советской неправдой, а на самом-то деле вы - хорошие, либерал из гут!" Или в "Бетмене Аполло" как-то все еще круче завернуто?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mnemtsev
2013-04-09 12:09 am (UTC)
Обижаются на него за то, что он "против всех". А в среде людей российских, названных автором блога "либеральной интеллигенцией", очень важно быть за кого-то- и против всех остальных. а когда человек ни за кого - это обидно, даже оскорбительно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: green_hamster
2013-04-08 05:43 pm (UTC)
Аполло не плох, но, думаю, это крайняя "не плохая" работа данного автора.
Стиль еще есть, а идей уже нет.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: general_manjago
2013-04-08 07:02 pm (UTC)
Дурацкий вопрос: я правильно понял, что для того, чтобы литературное произведение было хорошим, оно обязательно должно содержать новые идеи? Или я чего-то недопонял?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: enzel
2013-04-08 05:45 pm (UTC)
Я вот тоже его совсем не знаю и как-то опасаюсь, но фраза сия - абсолютно верна и отражает объективную ситуацию глубокой и застарелой социальной деформации, учиненной б-ками и зафиксированной как "советский строй" (или об-во, или, по-простому, но точно - совок).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ivan_esaulov
2013-04-08 06:09 pm (UTC)

Процитировал фрагмент у себя в FB. Ни разу, никогда и нигде не замечал, чтобы "советская сволота «детскоарбатского» розлива" ценила "ценности личной свободы". Напротив, всегда и всюду эти ребята для начала сбивались в стаю (стаи).

Ибо это и есть - на самом-то деле - "новая историческая общность людей. Ей "плохо" везде и всюду, в любой сколько-нибудь нормальной культурной системе, "хорошо" же - в рамках собственной субкультуры, "рожденной Октябрем".



(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mnemtsev
2013-04-09 12:13 am (UTC)
Точно!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2013-04-08 06:33 pm (UTC)

Интеллигентские обиды

User seryi67volk referenced to your post from Интеллигентские обиды saying: [...] Оригинал взят у в Интеллигентские обиды [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: starogitnosti
2013-04-08 06:43 pm (UTC)
==склонны по недомыслию считать ее «своими» и даже авторитетами==
Не по недомыслию, С. В., мне кажется. А потому что это значит "маму предать", до какой-то степени. Учителей там. Клятвы у костра в каком-нибудь походе с мат. школой. Очень личные какие-то вещи, из детства и ранней юности.

По два раза инициации в норме не бывает, и присягу по два раза тоже добровольно не приносят, правда ведь?

Хорошим выходом было бы все-таки компромиссное: все эти помянутые Вами люди (к которым и я себя отношу, ну потому что к кому еще-то? у меня не было учителей из "антисистемы") потихоньку понимают, что в "белом" и "правом" есть смысл, что от совдепии надо отходить. НО - при этом более продвинувшиеся по этому пути не ругают их на все лопатки сволотой, "рукопожатными", "изряднопорядочными", "белоленточными бездельниками" и проч., и проч. Тогда потихоньку эволюционировали бы.

А ненависть, мне кажется, никогда никого не учила и не спасала. Вот мне, например - как сочувствовать "белым" и "правым", если я не могу отречься от своей - советского +- технического интеллигента - родословной?

(А. Размахнин, если Вы не опознали по нику)

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2013-04-09 09:23 am (UTC)
Как можно держаться за нечто, ложность чего очевидна? Собственно говоря, в этом и состоит идея путинского неосовка: признать право советских доживать со своими иллюзиями, ради чего подвергнуть советскому облучению всех остальных, кто в иной ситуации мог бы, как Вы выражаетесь, "маму предать", поняв, что сия мама былавсего лишь несчастной жертвой истории. Т.е. вместо честного взгляда опять ложь, "чтобы люди не думали, что всё это зря". Как-то уж больно убого и тупиково.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: salery
2013-04-09 05:50 pm (UTC)
Я "Бэтмена-Аполло" не читал, и едва ли полностью прочту, но отзывов (хотя вовсе не интересовался специально) пришлось читать уже немало - они чуть не на каждом "оппоз." сайте.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dgies
2013-04-08 07:02 pm (UTC)
_часто уживаются с самой простодушной глупостью в общественных вопросах_
_Я лично в большинстве случаев отношусь к ним как к детям или слегка помешанным_
http://izvestia.ru/news/287431
Первая история там вообще шикарная была, но как-то не находится гуглем. Вы бы сказали прямо - как к даунам. Они тоже вызывают умиление, и тоже ничему не учатся. Потому и изолированы от общества - в отличие от. И у даунов с хватательными рефлексами проблемы - тоже в отличие от.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alkatrust
2013-04-08 07:06 pm (UTC)
Сергей Владимирович, соглашусь с вами по сути но не по выводам. по моему мнению главная target group Виктора Олеговича и есть широкий круг «малых сих», и цель собственно несколько потревожить их от сомнабулизма в котором они последние 20 (а то и более) лет пребывают. ведь если и есть надежда (весьма призрачная, впрочем) у России так именно на таких людей. увы, очень многие из них до сих пор пребывают в плачевном инфантилизме и способны обмануться такой, например, абсолютной мразью как лимонов, который по сути привлекает и уничтожает молодёжь с проблеском пассионарности. поэтому если кто и обиделся, пусть, глупость в общественных вопросах есть серьёзный недостаток человека, пусть даже и вполне себе опрятных и симпатичных в быту. увы, и горькие лекарства приходится принимать иначе придётся лечь на хирургический стол. о более необратимых последствиях я и не поминаю.

хотя базовая планида произведения Виктора Олеговича всё же не политическая а телеологическая. мир территории пост-СССР находится в вакууме даже базовых жизненных ориентиров, я уж не говорю о векторах более высоких, таких как познание своей сути, миссии, служению обществу и неким высшим идеалам (знаю, звучит смешно, но это и есть прискорбный признак того как низко пало наше общество). Виктор Олегович, по моему мнению, за внешним гэгом и гротеском стремится привить читателю устремление к высшему, умение видеть вещи вне плоскости человеческих и государственных отношений. мы живём в новом мире который не приемлет простых решений.
(Reply) (Thread)
From: green_hamster
2013-04-08 07:40 pm (UTC)
>таких как познание своей сути...

Суть несмещенного российского обывашки укладывается в 3 страницы какой-ть "АиФ" и пару часов вечернего первого канала.
Там и миссия, и общество, и даже высшие идеалы.
Короче полный набор жутких демонов, жрущих это несчастное создание.




Edited at 2013-04-08 07:41 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>