?
Волков Сергей Владимирович [entries|archive|friends|userinfo]
Волков Сергей Владимирович

[ website | Сайт историка Сергея Владимировича Волкова ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Забота о чистоте помойки [Mar. 17th, 2013|03:07 pm]
Волков Сергей Владимирович
В связи с поднятым некоторое время назад шумом о «поддельных диссертациях» обратил внимание на то, что в обществе, похоже, напрочь утрачено представление о том, что есть наука. За обличениями в плагиате и прочих нарушениях принятых форм и норм (что, вообще-то, кстати, ерунда по сравнению с валом наукообразного трепа, написанного с соблюдением таковых), совершенно не звучала мысль, что диссертации, написанные людьми или от лица людей, не имеющих отношения к науке, вообще невозможны и не должны бы иметь места.

Ученые степени воспринимаются общественным сознанием как некоторая универсальная «заслуга» или свидетельство некоторого общечеловеческого качества - типа звания «заслуженный работник». Между тем, они (и диссертации) есть явление, по идее относящееся лишь к очень узкой сфере, каковой является научная деятельность, и наделение ими лиц, для которых наука не является основным занятием, столь же нелепо, как присвоение полицейских званий воспитателям детских садов (тоже ведь следящих за «порядком») или спортивных разрядов – токарям (тоже ведь могущим соревноваться в производительности).

Занятие наукой – одно из самых специфичных. Оно по хорошему-то предполагает и соответствующий психотип, и искренний интерес к делу, и сугубый профессионализм, и огромные затраты времени; ей нельзя заниматься «факультативно» (даже преподавание своего же предмета сильно этому мешает). Если, говорят, к предпринимательской деятельности способны 4%, то к науке – и того менее. Но люди думают, что всякий, кто готов рассуждать на тему или делать нечто, имеющее какое-то отношение к предмету – «понимает», а, стало быть - ученый.

Еще в советское время распространилась мода на защиту кандидатских диссертаций по экономике председателями колхозов и директорами заводов, и когда я по этому поводу зубоскалил, моя ирония чаще всего не принималась: «Ну как же, человек ПРОИЗВОДСТВОМ управляет – что же он, не понимает, что ли… уж наверно лучше, чем какой-то бумагомарака». В рамках этого подхода совершенно логична мысль, что человек, изобретший удачную форму мухобойки, достоин, как минимум, степени кандидата технических наук, а придумавший эффективное средство от тараканов – химических. Собственно, примерно за это часто и давали.

То есть понятно, конечно, что эффективная мухобойка – намного полезнее кучи диссертаций, а реальная управленческая деятельность по своему значению и влиянию на жизнь общества и конкретных людей несопоставима с бумагомаранием. Но наука – это все-таки нечто другое, пусть во многих случаях бесполезное или на практике неприменимое, во многих – просто вредное, неполиткорректное и для обнародования непотребное, пусть признательности населения вовсе не заслуживающее. Но – другое, другой вид деятельности.

Коль скоро этого не понимают, то лучше давать, скажем директорам департаментов или замминистрам докторские степени автоматически по выслуге определенного стажа в должности, низшим по положению «менеджерам» - кандидатские (по справедливости надо бы давать и бандитам, чей менеджмент гораздо эффективнее), не заставляя уважаемых людей обращаться к халтурщикам с риском оскандалиться с «плагиатом» или самим писать сотни страниц наукообразных благоглупостей.

Считается, что у нас «науку не уважают». Так пусть бы и вовсе не уважали: тогда, может, хоть не позорили бы отождествлением с собой. А то влиятельные лица, чиновники и политики чуть не поголовно стремятся к ней приобщиться и украсить себя именно «ученой» степенью (хотя «народный артист» выглядело бы тут уж всяко уместнее). Ученых «опускают» (по оплате профессуры РФ на предпоследнем месте в мире, по НИИ, боюсь, вообще, абсолютный рекорд в мировой истории), но сами хотят быть учеными – оно, конечно, забавно, но как-то совсем уж несимпатично.

Поэтому факт поимки за руку какого-то нашистского функционера, что-то там неправильно написавшего в реферате, ничуть меня не вдохновил, и кампания по дисквалификации «плагиаторов» оставила совершенно равнодушным. Если бы понятие о науке существовало, то получение степеней разного рода начальниками по общему правилу просто бы не допускалось (в т.ч., кстати и научными: если директор НИИ не нашел возможности защититься, занимаясь только наукой, то полагать, что он может добросовестно сделать это, обременившись еще и ворохом иных обязанностей, довольно странно). Ученого можно поставить чиновником (не факт, что это будет хорошо, но иногда получается), но сделать чиновника ученым – невозможно. Если же ученые степени могут даваться лицам, заведомо учеными не являющимися (ученый – это не человек, вдруг что-то написавший, а тот, кто всю жизнь профессионально занимается наукой), забота о «чистоте рядов» - неуместна.
linkReply

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: karaul_family
2013-03-17 11:16 am (UTC)
Технические науки - исключение?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: salery
2013-03-17 12:00 pm (UTC)
Есть словосочетание "наука и техника". Но технические науки - тоже науки, а не "техника". Судя по тому, что приходилось слышать,их тоже иногда путают.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: reader59
2013-03-17 11:16 am (UTC)
Ну вот конкретный пример. Человек работает в больнице начмедом: угробив пятилетку, организовал работу приемного отделения так, что больные в нем не находятся более 30 мин., причем за эти 30 мин. получают уверенный диагноз. Все это с нормативами времени и пр.ресурсов, должностными и технологическими инструкциями прочая и прочая и прочая, причем несколько решений обладают ярко выраженной новизной - нигде в мире в приемных отделениях так не делали, а он придумал, внедрил - и получилось. Когда работа была доведена до удовлетворительного состояния, он сел и написал кандидатскую по организации здравоохранения (на самом деле при таком количестве материала и такой проработанности темы собственно оформление текста занимает пару недель, ну и организационная тягомотина еще примерно столько же, если считать чистое время). Нельзя?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_vergin
2013-03-17 11:30 am (UTC)
PhD in Business Administration. But not in medical science.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: j_gashek
2013-03-17 11:17 am (UTC)
В десятку.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: merelana
2013-03-17 11:19 am (UTC)
Да, все верно. Почему-то стали нужны степени там, где они никогда нужны не были. На кой икс заведующей отделом культуры провинциального города Н. быть кандидатом искусствоведения - когда на этой должности нужен просто управленец с хорошим общим образованием? Ну и в других сферах тоже - даже в своем болоте могу десяток-другой примеров привести. Цель присвоения/получения степени совершенно непонятна.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: benderskiy
2013-03-17 11:36 am (UTC)
платят больше и перспектив тоже больше
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: alex_vergin
2013-03-17 11:22 am (UTC)
Подобные мысли звучат, но явно недостаточно. А так всё верно. Я с этим плагиатом и вовсе бы не боролся, и раздавал бы степени налево и направо - чем быстрее они вконец девальвируются, тем быстрее общество выработает иные критерии для отличения настоящих учёных. А попытки пойти против течения и придумывать всякие фильтры бесполезны. Ну, выведут десяток мошенников на чистую воду - что изменится? Фальшивых степеней уже и так слишком много. Это всё равно что носить воду решетом.

С другой стороны, тяга "крутых" к обзаведению степенями - феномен довольно занимательный. Отчего они все так на этом помешались? Всё уже есть, больше хотеть нечего? Или комплекс неполноценности? Но смешно надеяться утолить его таким способом.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: aschsch
2013-03-17 07:16 pm (UTC)
"Я с этим плагиатом и вовсе бы не боролся, и раздавал бы степени налево и направо - чем быстрее они вконец девальвируются, тем быстрее общество выработает иные критерии для отличения настоящих учёных".

Подход тупиковый. Откуда у общества в целом критерии? Вы в своей узкой области уверенно критерии сформулируйте? Выше Вы писали примерно так, что даже талантливого менеждера в своей области не хотели бы сравнивать с собственно научными работниками.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: kornev
2013-03-17 02:49 pm (UTC)
***О том что "наука" представляет из себя нечто за гранью разумения - это как раз и есть одно из лютейших проявлений карго-культа.***

Автор не о том, что "запредельная", а о том, что специфическая.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pamir_sba
2013-03-17 11:48 am (UTC)
В Германии серьезная политическая или чиновничья карьера без докторской степени (Ph D) невозможна, а в Британии степень является скорее карьерным препятствием.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alyulka
2013-03-17 11:50 am (UTC)
Разумно было с табелью о рангах. Выслуга лет и всякое такое - получай чин, орден и т.п., ты - уважаемый человек.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vagonka_man
2013-03-17 11:55 am (UTC)
Хотел написать примерно то же самое. Нынче ученая степень - своего рода эрзац личного дворянства в РИ. Считается, что на определенного уровня должностях быть без ученой степени просто неудобно.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: iamsure
2013-03-17 12:22 pm (UTC)
Слушайте, серьёзные люди собрались, а ровно дети малые!! "Зачем", да "почему", да "как так можно"...
Сергей Владимирович всё сказал правильно, но - только с одной стороны. С позиции учёного. И все хором подхватывают, вроде бы, как с той же позиции.
А к скандалу с диссерами позиция не имеет отношения. Вечно у нас образованные люди норовят всё в кучу свалить, плоховато часто с анализом.
Когда-то, возможно, в Российской империи, степень и/или звание имели отношение к обязывающим возможностям. Профессор - значит, можешь <=> будешь преподавать, причём, на гребне. Предполагается, что ты должен представлять последние достижения. Не защитился - значит, исследовать не умеешь, новизны не понимаешь, не способен, профессором недостоин. Огрубляя, естественно.
А при развитом СССР? Кандидат - получи кабинет к жилплощади. Доктор - БАльшой кабинет. И к жалованью прибавку.
Соответственно, если ты остепенён, значит, ты не лох, а жить умеешь, ты добился материальных преимуществ, хоть и не работал зубным техником. Значит, это псевдоэкономический статус.
Отсюда и растут ноги нынешней ситуации.
Опять же, в нынешней науке очень удобно - ни мешков тебе ворочать, ни отвечать ни за что не надо. Тем из наших носителей высоких, но слегка окраинных культур, кто не может проявить себя в рекете и торговле, очень удобно.
Степень, также, получить намного проще, чем орден. Но - всё же, дают не всем, то есть, вещь статусная. Для некоторых (да что там, многих) культур это важно.
Или вас удивляет, что скандал изначально был связан с человеком по имени Феликс Имирасланович?

Должен отметить, что сильно порадовала меня реакция властей. В смысле, веселился я от души. Вот, сразу видно, что люди друг друга понимают. "Вай, так же было нельзя! Он что, не понимал, кому степени давать надо?!"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2013-03-17 12:45 pm (UTC)
Насчёт СССР, там был стимул получать степень по указанным Вами причинам. Но для чего это сейчас? Для престижа только, цацка восточная. Это просто проявление дальнейшей азиатизации.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: vedroid
2013-03-17 12:30 pm (UTC)
Ну это как бы очевидно. Разоблачением плагиата в общественных науках (по их нынешнему российскому состоянию, скорее "науках") занимаются в в основном физики.

Не потому, что ситуацию в истории например улучшить хотят, а потому, чтобы прищучить жуликов из начальства. Такой взаимный троллинг, сначала начальство их, потом они способ нашли начальство потроллить.

Лидеры движухи - физики из ИТЭФ, которым по 5 тысяч платили.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alkatrust
2013-03-18 06:40 am (UTC)
вы гойловой ударились? в ИТЭФ люди получают на руки больше всех в РАН. практически
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dims55
2013-03-17 01:09 pm (UTC)
Это от варварства и бескультурия - навешивать на себя все доступные погремушки для привлечения внимания. Ценности более высокого порядка, к сожалению, девальвировались.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kirillovets
2013-03-17 02:56 pm (UTC)
правильно, надо возрождать феодализм
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sidorovmax
2013-03-17 01:31 pm (UTC)
Насколько понимаю, кампания борьбы с плагиаторами обычная двухходовка в рамках продолжения уничтожения остатков отечественной науки и образования.
СУНЦ МГУ продолжат уничтожать.
Копеечную кандидатскую доплату убрали. И т.д. и т.п.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: physicus
2013-03-17 03:35 pm (UTC)
у кого ее убрали?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: robotproekt
2013-03-17 02:26 pm (UTC)
"диссертации, написанные людьми или от лица людей, не имеющих отношения к науке"
- бывают только у гуманитариев

в химии, физике и т.п. бывают диссертации, сделанные чужими руками, написанные чужими руками, но пусть даже там все сделано третьими лицами, чиновник, который не разбирается ни в чем, не сможет объяснить их даже

впрочем, хз как у военных и проч. прикладных наук, академия каких нибудь бронетаковых войск может клепать ненаучные диссертации

надо не отстранять от гуманитарных наук "влиятельных лиц, чиновников и политиков", это вряд ли возможно, к тому же среди них могут быть такие, которые реально разбираются в каких-то темах - надо вообще отменить диссертации у гуманитариев, пусть получают степени и звания после сдачи какого-нибудь серьезного экзамена в другом городе (а допуск к экзамену давать по выслуге лет в качестве преподаветеля или научного работника) или еще что-нибудь такое придумать
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2013-03-17 02:36 pm (UTC)
Настоящий серьёзный экзамен - вещь необходимая и более важная, чем письменная работа, которая является дополнением к экзамену. Но тут вопрос упирается в то же самое - в экспертное сообщество, точнее - в его качество. Действительным выходом может быть выстраивание полноценной, т.е. строго иерархической, системы образования, венчаемой институтом докторантов. Никакие посторонние "доктора наук" туда уже не пролезут. Хочешь быть доктором (точнее - профессором): иди и учись, если сумеешь.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: hyhuda
2013-03-17 02:43 pm (UTC)
Престиж науки держится на преданных научному деланию людях. Не важно любителях , профессионалах, прикладниках и т.д. История знает множество примеров научных открытий, совершенных самыми разными людьми. Если полученное знание подлинное, оно обязательно даёт результат - это наиважнейший критерий, позволяющей науке не превратиться в закрытую секту шарлатанов. С появлением секты "учёных", как раз и становиться возможным и бюрократизация, и продажа мест в секту.
Т. е. главный кризис не в нарастающим вале липовых учёных, а в том, что утвердилось мнение, что наука может быть без результата. Возможность всю жизнь протирать штаны или присасываться к разным там колайдерам за миллиарды долларов, изъятых у налогоплательщиков, у которых просто нет знаний, чтобы послать всех этих жуликов от большого взрыва на окраину расширяющейся вселенной. И я с прискорбием обнаруживаю, у глубокоуважаемого мной автора тоже мнение " Но наука – это все-таки нечто другое, пусть во многих случаях бесполезное или на практике неприменимое, во многих – просто вредное, неполиткорректное и для обнародования непотребное, пусть признательности населения вовсе не заслуживающее. Но – другое, другой вид деятельности." Сергей Владимирович, дорогой, верю Вы способны признать, что не правы написав сие. Мухобойка, в описанном Вами случае, реальный продукт творческой научной мысли по сравнению с горой диссертаций, пылящихся в архивах за полной их непригодностью к жизни. Практика остаётся критерием истины. Научный метод, как метод познания природы , требует практических результатов от гипотезы и только на этом основании присваивает последней статус теории, которую можно преподавать ученикам. Отказ от научного метода приведет к полному краху науки и расцвету герметических жреческих сект.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2013-03-17 03:13 pm (UTC)
Вы исходите из каких-то "диаматовских" аксиом. Строго говоря, надо разделять два вида деятельности: 1) передачу и овладение знаниями и 2) исследовательскую деятельность. Наукой является и то, и другое. Второе происходит на основе первого, но своими результатами это первое никак не умаляет и не возвышает. Просто происходит приращение знания о мире (если действительно происходит). И всё. Никакие прикладные следствия роли тут не играют. В гуманитарно-книжной сфере это тем более так. Тут важнее всего - сумма знаний, её усвоение и трансляция. Исследователем можешь ты не быть, но учёным быть обязан. И для того, чтобы иметь право на это звание, надо доказать строгому и компетентному сообществу, что ты этой суммой знаний обладаешь. Вот в чём настоящий смысл этих степеней и процедур их получения.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kirillovets
2013-03-17 02:55 pm (UTC)
Ученого можно поставить чиновником (не факт, что это будет хорошо, но иногда получается), но сделать чиновника ученым – невозможно. Если же ученые степени могут даваться лицам, заведомо учеными не являющимися (ученый – это не человек, вдруг что-то написавший, а тот, кто всю жизнь профессионально занимается наукой), забота о «чистоте рядов» - неуместна.
============================================
Вы слишком категоричны , тут даже в технике сложно отделять порой


давайте вспомним, сколько чиновников смогли стать учеными -- скажем, Татищев ... ну, или если пример не нравится -- Арчибальд Алисон, британский юрист, чин прокуратуры , хороший правовед и очень не худший для своего времени экономист и историк


а если отойти к естественным наукам -- Онезорге, с чьим именем связаны германские опыты по ядерной бомбе

а ВОЕННЫЕ? разве военная и военно-чиновная среда давала мало ученых?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: salery
2013-03-18 03:28 pm (UTC)
Во-первых, это было время, когда служебные обязанности оставляли достаточно времени для занятий, а профессиональных ученых практически и не было, во-вторых, эти люди изначально интересовались предметом, и наукой занимались, совмещая ее со службой (не говоря о тех случаях, когда она прямо входила в обязанности или лежала рядом - как в случае со всеми учеными-офицерами). Но чтобы человек, исследований никогда не ведший, а сидящий на посту, требующем полной занятости (а в ХХ-ХХ1 вв. это всегда так), вдруг всерьез занялся наукой, не оставляя поста - нереально.
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>