?

Log in

No account? Create an account
Когда национализм не актуален - Волков Сергей Владимирович — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
Волков Сергей Владимирович

[ website | Сайт историка Сергея Владимировича Волкова ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Когда национализм не актуален [May. 17th, 2012|03:24 pm]
Волков Сергей Владимирович
[Tags|, ]

Заглянув после недельного перерыва в ленту, сразу у нескольких юзеров увидел отклики дискуссии (пост, видимо, послуживший поводом, я пропустил) относительно того, есть ли на самом деле проблема «мигрантов» в Европе (и, подразумевается, у нас). С сожалением отметил три характерные черты суждений на тему. Ну, на представлениях о том, что базовые социальные процессы способен кто-то специально успешно осуществлять (страны, «элиты», тайные общества и т.д.) останавливаться не буду – это такая «суперконспирология», нормальная шиза для народного употребления, огорчительная лишь в случае усвоения сколько-то приличными людьми. Но по поводу двух других: некорректности сравнения европейских обществ с дальневосточными и невнимания к тому, что, собственно, составляет суть проблемы – пожалуй, выскажусь.

Кивать на то, что, вот-де японцы и корейцы без «мигрантов» обходятся, не стоит. Корейцы, кстати, завозят, и в общем ситуация с собственным населением та же. Гипертрофированный рост системы высшего образования (несмотря на перепроизводство «специалистов» и рост безработицы среди них), неминуемо связан с утверждением представления об унизительности физического труда вообще (а тем более неквалифицированного) не только в элитной среде, но и во всем населении в целом. Вследствие чего нация, абсолютное большинство которой сравнительно недавно только таким трудом и занималось, решительно отворачивается от профессий так называемых «трех Д» (dirty, difficult, dangerous), и при наличии достаточного числа свободных рук приходится завозить в страну десятки тысяч рабочих из других азиатских стран.

Но там это не составляет проблемы, как не составляло бы и в Японии, перестань она обходиться собственными париями (которые фактически представляют собой субнациональную группу). Потому что ДВ страны «органично» националистичны. Там нет «нац-ма» и нац. партий, потому что националисты – все. В о-ве и г-ве по этому вопросу существует абсолютный консенсус, и «мигранты» никогда не смогут составлять угрозу в плане «утраты нацией идентичности». Они всегда будут «на своем месте», и какое-то их влияние на внутр. политику непредставимо. Если вообще-то браки с иностранцами (европейцами) в той же Корее традиционно не одобрялись, то распространившаяся недавно среди корейских крестьян мода покупать себе молоденьких вьетнамок и филиппинок воспринимается достаточно спокойно: приобретение «своим» («высшим») для собственного удовольствия симпатичной и покорной жены из «низших» никаким «мультикультурализмом» не пахнет. А попробуйте представить себе моду на арабских наложниц среди французских фермеров.

В Европе же, где национализм – что-то «скандальное», а партии элементарно, минимально националистические (типа лепеновской) именуются не иначе как «ультранационалистические», ситуация принципиально иная. Поэтому проблема есть. Именно потому, что в условиях принятых «понятий», жесткая сегрегация ни на уровне государственно-юридическом, ни на уровне общенационального сознания (половина населения голосует за «промигрантские» партии – пусть не за как именно «промигрантские», но очевидно, что искренне считая «мигрантов» равными себе) невозможна. Пусть проблема эта «отложенная», но она вполне осознается.

Пока, да, в большинстве «черные» занимают низшие позиции (и если, скажем, в Испании процент безработных равен проценту «понаехавших», это не значит, что с изгнанием последних проблема безработицы решится). Но в условиях тенденции к «всеобщему высшему образованию» и принципиальной установке на «равенство» выход достаточного числа их из этой ниши неизбежен. При том, что этот выход может быть совершенно не связан в реальной интеграцией в евр.культурную среду (люди, готовившие теракты в Англии, были врачами и чуть ли не полицейскими, недавний французский стрелок - не «мигрантом», а французским гражданином). Одно дело ассимиляция некоторого числа иноплеменных или добровольное принятие отдельными индивидами чужой культуры (как РИ давала возможность стать белыми людьми и умела делать белых людей из своих азиатских подданных или как США сделали белого человека из Кондолизы Райс) и совсем другое, когда предлагается уравнивание культур в виде «мультикультурализма» или их смешение типа «евразийства».

Суть проблемы не в «чужих» как таковых, а в их статусе в стране и занятия ими определенных позиций. Если бы пресловутых «таджиков» завозили «вахтовым методом» (сколько привезли, столько же через неск. месяцев организованно и увезли), то не думаю, что это вызывало бы сколько-нибудь массовое недовольство (хотя, конечно, всегда нашлось бы известное число людей, которым просто не нравится лицезреть «неправильную» физиономию). Насколько я понимаю, опасения порождает тенденция переезда их с семьями и оседания, а тем более деятельность этномафий, способствующих доставлению «чужим» даже более высокого положения и благосостояния по сравнению с «местными».

Пока негры в США были рабами и даже пока до 60-х де-факто сохранялось их неравноправное положение, никаких алармистских настроений относительно них особо-то не наблюдалось. Они появились, когда негры стали равными, и даже отчасти «привилегированными». Если бы прущие через мексиканскую границу «латиносы» довольствовались статусом нелегалов, а не требовали себе равных прав по медобслуживанию и образованию, размахивая при том, заметим, не американским, а мексиканским флагом (как, кстати, и арабы во Франции), никто бы из WASPов тоже особо не беспокоился. А когда доля «коренных» сокращается не просто в населении, а среди ПОЛНОПРАВНОГО населения, это, понятно, вызывает некоторые чувства. Ясно же, что когда и если большинство депутатов Кнессета будут составлять граждане-арабы, Израиля просто не будет.

Дело не в том, сколько в стране «понаехавших», а в том, В КАКОМ КАЧЕСТВЕ они там пребывают. Если есть очевидные гарантии их «вечно приниженного» положения (в результате ли норм права, делающего невозможным предоставление им гражданства, общенационального ли общественного настроя – все равно) – «разгул национализма» не актуален. Если есть тенденция их правового уравнивания с перспективой численного роста и влиянием на местную политику (во Франции поговаривают о предоставлении права голоса даже негражданам) – сопротивление, конечно, неизбежно. Тем более, что вертикальная мобильность их будет осуществляться, конечно, не в высшие сферы, а в непосредственно примыкающую, занятую «простым местным человеком». Поскольку же нынешние европейские понятия с гарантиями невыхода мигрантов и «новых граждан» из своей социальной ниши несовместимы, с 60-х и до сих пор, во всяком случае, проблема только обострялась, а не затухала.
linkReply

Comments:
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
[User Picture]From: player2009
2012-05-17 11:39 am (UTC)
С чего всё начиналось http://bohemicus.livejournal.com/66052.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2012-05-17 11:42 am (UTC)

С.В.Волков о разных формах национализма

User hrolv99 referenced to your post from С.В.Волков о разных формах национализма saying: [...] Оригинал взят у в Когда национализм не актулен [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nikolamsu
2012-05-17 11:49 am (UTC)
Спасибо за прекрасный, разумный текст.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: doobr
2012-05-17 12:10 pm (UTC)
Так в этом же и суть проблемы, что коренные не решают, в каком качестве пребывают пришлые. Сам по себе тот факт, что местные не принимали никаких решений на тему завоза мигрантов, уже говорит о том, что никаким ПОЛНОПРАВНЫМ населением они не являются. Отсюда и конспирология.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stoleshnikov
2012-05-17 12:23 pm (UTC)
Уважаемый, Сергей Владимирович, как Вам кажется, П. усидит до конца этого года?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: salery
2012-05-18 11:45 am (UTC)
Подозреваю, что не только этого.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leonid_t
2012-05-17 12:26 pm (UTC)
Наконец-то голос разума по этому вопросу. Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: const_van_g
2012-05-17 12:45 pm (UTC)
Особенно понравились последние 3 абзаца. спасибо
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: livejournal
2012-05-17 12:46 pm (UTC)

Вполне демократический национализм

User diunov referenced to your post from Вполне демократический национализм saying: [...] Собственно вот к этому http://salery.livejournal.com/71556.html [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: byyj
2012-05-17 12:51 pm (UTC)
А можно ли сложный пост редуцировать в пару строк?:)
Там где государство занимает/занимало чётко проаборигенскую позицию, там системных проблем ни у аборигенов ни у понаехавших нет, идёт естественный процесс переработки и освоения.
Там где государство занимается чем-то таким наоборот, там начинаются проблемы на ровном месте и неестественные перекосы. И степень перекосов прямо пропорциональна силе излишнего влияния.
Кто же влияет в государствах на базовые социальные процессы, направляя их явно во вред какой ни есть, а элите этих государств?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: seryi67volk
2012-05-18 08:33 am (UTC)
А каким образом мигранты угрожают элите РФ?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: hungarez
2012-05-17 01:05 pm (UTC)
вспоминаются почему-то древнегреческие демократии типа тех же Афин, в которых очень жестко следили за тем, чтобы количество полноправных граждан не превышало строго определенного числа. ну и переселенец , пусть даже богатый, гражданином стать не мог, насколько я понимаю, никаким способом.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ckotinko
2012-05-18 10:40 am (UTC)
древнегреческие демократии - это средневековые сказки про гарри поттера.

а в реальности есть чужие и свои и никакими сказочными законами их не уравновесить. только отсечение от денежных потоков, власти и дробление.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: serg70p
2012-05-17 01:06 pm (UTC)
Но веками в России национализма не было, но и западных проблем не было. По моему проблема в пособиях по безработице, на западе. И импотенции по противодействию криминалу у нас.
(Reply) (Thread)
From: qaswq
2012-05-18 09:23 am (UTC)
>>Но веками в России национализма не было

Посмешил. Видать, дугинист-путинист-евразиец.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: kovalanna
2012-05-17 01:06 pm (UTC)
Переизбыток лиц с высшим образованием выливался в "челночные" рейсы Варшава-Стамбул в 90-е.
Потом этих недобитых кандидатов всяческих наук грамотно заменили армянами, азербайджанцами и прочими чеченцами.
Какая уж тут конспирология. Это чёткая и однозначная политика. Все всё знают про кафе и рестораны.

Поэтому национализм будет и должен быть столь же темпераментным, как его противники (выгодополучатели), так и заказчики.
(Reply) (Thread)
From: qaswq
2012-05-18 09:37 am (UTC)
Совершенно верно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tantum_auri
2012-05-17 01:15 pm (UTC)
Вы считаете, что европейские элиты даже не пытаются влиять на базовые социальные процессы? Или что пытаются, но влияние это по определению не может быть значительным?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: salery
2012-05-18 11:55 am (UTC)
Для того, чтобы осознанно влиять, надо иметь представление о желаемом результате. А оно у разных элитных групп разное. В реальности они идут достаточно стихийно - как равнодействующая различных желаний и объективно меняющихся условий.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gausov
2012-05-17 01:30 pm (UTC)
Логично предположить, что правовое уравнивание мигрантов может привести к появлению новых форм правового неравенства.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: seespirit
2012-05-17 01:34 pm (UTC)
Мне кажется, что Вы симптомы принимаете за болезнь. И/или над Вами довлеет мало известный мне российский контекст и Вы (скорее всего, неосознанно) используете его для интерпретации европейских явлений.
Результат получается как если бы какой европеец взялся оценивать конституцию РФ 1937 года, не будучи знакомым с контекстом СССР (кстати, в свое время таких европейцев было много).

Болезнь же (если можно так выразиться) состоит в том, что в условиях отсутствия автохтонного демографического давления и даже автохтонного демографического воспроизводства в сочетании с высоким уровнем жизни даже для низших слоев, автохтонное население попросту постепенно прекращает напрягаться, как то делали предыдущие поколения, и общество постепенно начинает окостеневать и деградировать.
Выходцам из низших классов перестает хотеться делать усилия, чтобы попасть в средние, а средние теряют интерес в попаданию в высшие. В результате ослабевает конкуренция и качество функционирования всего общества падает.
Эмпирических фактов на эту тему - огромное количество. Дело совсем не в том, что европейцы чураются тяжелого физического труда (это тоже) - они постепенно теряют интерес ко всяким профессиям, где нужно много работать, вне зависимости от уровня образования. Повсеместно не хватает квалифицированных рабочих, инженеров, врачей. Все меньше молодежи учат сложные предметы. Все больше людей (даже молодых) стремятся сесть разным способом на шею обществу.

Отсюда и потребность в иммиграции, коя увеличивает демографическое давление и конкуренцию с низшими классами, тем самым побуждая их напрягаться больше и создавать давление выше. Кстати, не только с низшими: растет количество русскоязычных врачей, профессоров с арабскими и вьетнамскими корнями, китайских инженеров и так далее.
Но чтобы все это функционировало, требуется иммигрантам предоставлять такие же права, как и автохтонам. Вот тут Вы и замечаете мультикультурализм и видите болезнь в нем.

Если бы рождаемость в Европе была сейчас, как в тридцатые годы прошлого века, Вы бы ничего не слыхали о мультикультурализме, а наоборот, повсюду были бы проповеди несомненного превосходства белой расы и необходимости завоевания жизненного пространства.

Edited at 2012-05-17 01:39 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: player2009
2012-05-17 01:53 pm (UTC)
Американцам как-то удается поддерживать конкуренцию в обществе в отсутствии такого потока приезжих.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>