Полагаю, что ничего ни вообще «ужасного», ни вредного для симпатичной мне перспективы от этого не произошло бы. В 91-м году события были по последствиям гораздо серьезней, а никаких ужасов, никакого «глада и мора» (не говоря уже о всеобщей резне, которой теперь пугают), тем не менее, не было. Тогда единый организм разрезали на части, все хозяйственные связи рухнули, производство и жизненный уровень, естественно, упали. Да, было весьма паршиво. Ну и что? Даже такие, как я, как-то выжили. Теперь, когда распадаться особо нечему (а о том, что может отпасть, никто как будто и не жалеет), а хозяйство гораздо более «автономно», не будет и такого.
Кого-то, может, и убьют, кого-то пограбят. В благополучной стране «разница» ощущалась бы. Но нам-то добавить к ежегодным 70 тыс. (или сколько там) убийствам еще пару тысяч – «что слону дробина». Или что могут значить какие-то еще «лишние» грабежи по сравнению с ситуацией, когда на местах все держат бандиты? А уж от т.н. «цветных революций» не то что катастроф, а и вообще ничего, кроме смены конкретных начальников не происходит. Тут для обывателя вообще «нет проблемы».
Что же касается каких-то там идейно-политических перспектив, то в этом плане ничего хуже, чем продолжение нынешнего советского ренессанса, быть не может. Главное в П. (от чего он не откажется ни при каких обстоятельствах) - приверженность Совку. Это он исчерпывающим образом обнаружил в конце первого года своего правления и с тех пор только подтверждал, и чем дальше – тем больше. Чтобы развеять любые иллюзии на этот счет, 12-ти лет было совершенно достаточно. Поэтому я лично не вижу ни одной причины желать сохранения его власти.
Давно пора понять вытекающие одна из другой три простые вещи: 1) это власть «вышедшей из Октября» советской номенклатуры, ее потомков и доверенных лиц, благополучие которых основывается исключительно на ее советском происхождении, и которая при делегитимизации Совка теряет все; 2) она может существовать только в отсутствие конкурентной среды – как политической, так и экономической; 3) главной целью всех ее усилий неизбежно будет предотвращение появления такой среды.
Проблема-то по большому счету не в том, что не разрешают других партий, а в том, что существуют те, которые есть - партии Совка. Которые и при допущении других при самых честных выборах обеспечат в Думе тот же расклад. Примерно вот так: 15% ЕР, 15 КПРФ, по 10 СР и ЛДПР, а 50% - за 30-50 «других» (не преодолевших «барьера») – и 50% совковых превращаются в 100. Любые реформы могут проводиться только при условии возможности каких-то таких вариантов.
Однако, хотя при консервации нынешнего положения перспектив нет ни у кого, все остальные, как и прежде, боятся друг друга гораздо больше, чем П., и тем больше боятся, чем более близким им кажется его крах. Это столь же смешно, сколько и печально. Кто-то испугался «оранжистов», кто-то – националистов, а уж мысль, что они будут работать «на врага», кажется им совершенно нетерпимой. Между тем опасения эти совершенно не основательны, т.к. ни тем, ни другим при БЫСТРОМ исчезновении П. тоже ничего не светит, а светит только какому-нибудь более продвинутому, чем П., аппаратчику (что совсем не плохо).
Немцов и Ко к власти в собственном лице вообще никогда не придут; вдруг добившись «честных выборов», они получат свои 2-3% (в лучшем случае они могут рассчитывать, что их снова посадят на витрину, как сажали их ельцины-черномырдины). Все известные националисты, даже чудом собравшись в одну партию, получили бы сейчас немногим больше (только этих и на витрину не посадят). Не имея за собой никакой силовой поддержки, ни те, ни другие вне выборов ни на что рассчитывать тем более не могут.
Вариант же с «нормальной» политической конкуренцией, где и те, и другие со временем могли бы надеяться как-то «развиться» - не завтрашнего, а более отдаленного дня. При наличии сколько-то если не единого, то единонаправленного давления этот день мог быть, по крайней мере, приближен, иначе - отдален. Потому что чем сильнее будет давление, тем быстрее дело будет двигаться в том направлении, в котором по логике и должно идти: на смену более упертому совку будет приходить менее упертый, пока не придет такой, который сам будет достаточно «продвинут», чтобы не бояться конкуренции и находить общий язык с конкурентоспособными людьми, и которому Совок поэтому будет не нужен.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →