Волков Сергей Владимирович (salery) wrote,
Волков Сергей Владимирович
salery

Categories:

Английские уроки

Понравились английские уроки. Собственно, уроками они ни для кого конкретно не станут, но объективно демонстрируют некоторые вещи, которые обычно принято оставлять за рамками обучения. Очень правильные на самом деле события. Совсем порадоваться мешает только сочувствие к пострадавшим, той именно категории людей (создавших своими руками свое, пусть и небольшое дело), которой я всегда симпатизировал.

Ну да, гражданское общество "сверхцивилизованной" страны предстало в несколько неприглядном виде. Тех, кто учился по неправильным программам, это несколько шокировало. Но общество состоит из людей, а человек остался самим собой, благополучно пронеся через века «цивилизации» свою натуру, инстинкты которой ограничены единственно возможностями их реализации. Видимый конфуз получился лишь оттого, что об этом стало неполиткорректно вспоминать.

Ограничители морального характера – принадлежность отдельных личностей или небольших групп (внутри которых религия или воспитание стали реально значимыми факторами), но сами по себе не бывают нормой. Нормой они становятся тогда, когда существуют достаточно надежные ограничители «физического» плана. Конечно, есть люди, которых не ограничивает и это, но «сознательных» преступников не больше, чем лиц «высокоморальных».

А среднему человеку - почему не погромить и не пограбить, если за это ничего не будет (или будет очень мало, или только очень небольшому числу участников). Он же соотносит выгоду с возможными неприятностями. Уберите запреты, подкрепленные силой – и он будет это делать. Что обычно при случае и демонстрируется: в самой благополучной стране отключается электричество или случается наводнение – и толпы мародеров (абс. б-во которых никогда не были судимы) грабят магазины. А тут и без стихийных бедствий обошлось – их с успехом заменила особая гуманность полиции (более всего гордящейся тем, что не применила водометных пушек и резиновых пуль, а действовала «в согласии с населением»).

Не менее естественно, что гуманность проявляется отнюдь не к тем, кто пострадал (владельцы небольших заведений в этих случаях разоряются): тех, кто страдает от погромов, заведомо меньше тех, кто при случае готов громить, и в условиях равных выборов с последними следует больше считаться. Этот урок первые хорошо знают, но он им бесполезен, т.к. их электоральный потенциал несопоставим с потенциалом вторых.

Поскольку же властям иметь дело с погромщиками (которые в случае чего и в госучреждении окна выбьют) обычно проблематичней, чем с их жертвами (которые могут только надоедать жалобами), то последних желательно по возможности успокоить, а первых – оправдать. Ну, это и нам хорошо знакомо: отобрали у человека дорогую электронную игрушку – а зачем хвастался достатком, изнасиловали женщину – а зачем юбку короткую надела, избили в трамвае очкарика-интеллигента - а чего шляпу надел, показать какой умный и т.д. Политкорректное сознание всегда тяготеет к несколько «возвышенным» объяснениям мотивов грабителей (того же рода, кстати, и общепринятое объяснение бесчинствам черни в 1917 г. и самих событий).

Но если зависть бедного к богатому, неприязнь «лузера» к преуспевшему, ненависть плебея к человеку более высокой культуры и т.п. и считать вполне извиняющими побуждениями, то все-таки эти мотивы далеко не исчерпывают причин поведения, которые в основном проще, хотя и не менее человечны: элементарное желание получить нечто задаром и эмоциональное наслаждение от сознания своих возможностей. Поэтому поиск тут «глубинных причин» - занятие по большей части вполне бессмысленное. Если припозднившийся прохожий получает по морде в подворотне, то вовсе не обязательно доискиваться, чем он это заслужил: в большинстве случаев окажется, что просто именно в этом дворе пьянствовала компания, которой в определенной момент захотелось покуражиться.

Закономерна и реакция на события (это тоже урок – она будет только такой): погромщикам «недодали» (любопытно, что сострадающие «обездоленным» нашлись даже у нас, хотя те жили на соцпособия так, как большинство здесь может только мечтать) – надо дать больше. Хороший вывод. Пожалуй, что и дадут (за счет той категории, что пострадала) – это в традициях (удивительно, что нашлись бессовестные люди, собирающие подписи за лишение грабителей пособий). По норвежскому киллеру вот тоже правильный вывод сделали: раз он совершил свою акцию в знак протеста против завоза «черных» – надо назло нацисту завезти их еще больше. Ну-ну…

И еще урок сугубо для соотечественников. Вот вполне себе СОБЫТИЯ. Впечатляет: тысячи людей во многих городах, организованно… И что? А – ничего. Случись такое в РФ, ЖЖ был бы полон восторгами, что началась гражданская война и режим доживает последние дни. Но у нас же и тени нет даже тех погромных «бунтов», которые чуть не ежедневно происходят в какой-нибудь Греции - а про «последние дни» все равно пишут. Никак не усвоят, что никакие тысячные толпы, никакие беспорядки ровно ничего не значат (пострадают ларечники, но не власть), если за ними не стоит готовая взять власть политическая сила.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 83 comments