Ну, привел я смешную историю про поляка (ничего против них особо не имею, у самого среди прапрабабушек шляхтянки есть), а мне тут же – а вот там-то костел закрыли и толпу нагайками нехорошо разогнали. Случалось, конечно (хотя толпу, противящуюся действиям властей, где б не разогнали и при ближайшем рассмотрении «жестокости» оказываются всегда сильно преувеличенными; а вот когда доходило до стрельбы, потери сил правопорядка обычно были большими - взять хоть «польское кровавое воскресенье» 2 авг.1906: в Варшаве, Лодзи и Плоцке солдат и полиции убито 39, а «инсургентов» - 16), но это всего лишь нормально. Что уж изображать кровавым чудовищем и предтечей «сталинизма» режим, погибший от либерализма не столько «прогрессивной интеллигенции», сколько – самой власти... Да озаботься он своей безопасностью хоть на 1/20 так, как ею сразу же озаботились его могильщики, им бы этой роли нипочем не сыграть бы.
Российский «ancien regime» не только не имел ни охоты, ни способности к саморекламе, но и к самообороне против «врагов внутренних» относился довольно наплевательски, и его карательная практика была сильно ниже «нормы», если брать за таковую практику европейских стран. Власть, казнившая более чем за полтора столетия до начала ХХ в. всего порядка 60 своих политических противников вполне заслужила, чтобы последние вовсе ее не боялись. Примерно в то самое время, когда Елизавета благодушно решила вовсе их не умерщвлять, в Англии существовала занятная практика таковых после казни расчленять и демонстрировать в разных городах (и никакого особого «варварства» тут не усмотрено). «Жестокая расправа с декабристами» действительно впечатляет: это чтобы из ок. 600 «прикосновенных» к делу о вооруженном мятеже было казнено 5 и менее ста попало на каторгу…
Или, скажем, людям, «проходившим» в школе рассказ «После бала» и не встречавшим аналогичного о килевании в англ.флоте (думаю, и нет такого), естественно полагать, что в русской армии наказания были более жестокими, чем в других. Идти «свозь строй», положим, удовольствие небольшое, однако в дозах, теоретически способных привести к смерти, оно назначалось за такие проступки, за которые в любой европейской армии однозначно вешали или расстреливали. А вообще-то жестокое обращение с нижними чинами отнюдь не поощрялось (благодаря чему, кстати, появился главный пролетарский писатель – дед М.Г. за это самое был Николаем I выгнан со службы с лишением чинов и дворянства и записался в мещане). Между прочим, заметно, что до сих пор главным источником представлений о характере царизма является сатирическая беллетристика (писать историю Совдепии, имея в качестве основного источника журнал «Крокодил» никому, кажется в голову не пришло).
А может, просто тип мышления с завидной последовательностью воспроизводится в новых поколениях. Когда встречаешься с современными проявлениями такого подхода, начинаешь лучше понимать поведение людей начала века, казавшееся совершенной дикостью. Вот, скажем, разнес в начале мая 1906 террорист в Севастополе бомбой 8 чел. (в т.ч. 2 детей), а в Думе – чем же озаботились - «уже созван военный суд… нам необходимо предотвратить пролитие крови». Люди резонно посчитали, что эти 8 все равно уже мертвы, а если добавить сюда и 9-го – террориста, то «крови» будет, натурально, больше, а это нехорошо (к тому времени казней было ок. 90, а убито 288 и ранено 338 чел.). И не то, что кто-то там проплатил за антиправительственное поведение. А просто люди такие. Были, есть и будут.
Но дело все-таки не в них, а в том, насколько прислушиваются к ним те, от кого зависит поддержание порядка и насколько адекватно обстановке последние действуют. Вот во Франции в 1914-м, когда началась война, парижских хулиганов, бандитов и т.п. беспокойный элемент, могущий осложнить оборону, вывезли за город и перестреляли (интересно, что сделали бы с теми, которые вздумали бы превращать «войну империалистическую в гражданскую»). Когда в Англии в 1916-м ирландцы решили было воспользоваться ситуацией и осуществить свои известные чаяния, с ними было поступлено так, что мало никому не показалось (хотя со своего острова до Лондона им бы не дойти). В России же, что в 5-м, что в 17-м – всего лишь «ужасы царизма». (За упомянутый уже 1906 г. революционерами было убито 768 и ранено 820 представителей власти, а за все время действия во время этой революции военно-полевых судов, которым предавали только лиц, захваченых с оружием в руках на месте преступления, ими было казнено 683 чел.).
Русский человек, известное дело, «задним умом крепок». В воспоминаниях ген. А.Богаевского (написанных, когда было уже куда как поздно), встретил такие размышления: “До сих пор еще ведется бесконечный спор между противниками и сторонниками смертной казни. Когда-то и я в молодости также возмущался таким сознательным убийством, думая, что есть же другие наказания - ссылка, тюрьма… Но один раз мне пришлось сильно задуматься над этим вопросом. На Дону был пойман почтенный старик, который десять раз бежал из ссылки в Сибири, куда ссылался исключительно за убийства. Он отправил в лучший мир 52 человека, причем иногда вырезывал целые семьи, не щадя даже грудных детей. Его повесили. Полагаю однако, что расстрелять его следовало бы после первого же убийства: остались бы в живых полсотни человек… Благодаря сентиментальности г.г.Керенских и Ко, своевременно не расстрелявших Ленина и всю сволочь, которую немцы преподнесли нам в запечатанном вагоне, - погибла Россия, пролилися реки крови и напрасно погибли десятки миллионов людей, замученных большевиками и погибших от голода. А ведь что стоило послать в свое время только одну роту надежных солдат к дворцу Кшесинской и тут же, на Троицкой площади, подвесить бы всю эту теплую компанию, которая совершенно безнаказанно, открыто, призывала солдат к измене. Я был в это время на фронте и не знаю, правду ли мне рассказывали приезжавшие из Петрограда, что будто бы по мысли Керенского, как министра юстиции, предполагалось воздвигнуть на этой площади трибуну для ораторов, которые должны были в жаркой словесной битве разбивать и посрамлять Ленина и его сподвижников.”
А если б еще и «Керенских и Ко» - не повесили бы, нет, но дали в свое время хотя бы лет 10-15, то, глядишь, и критическая точка 1914-17 была бы пройдена благополучно…
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →