Речь идет о раскопках, ведущихся местными краеведами с конца 2009 г. (останки находили и раньше – при строительных работах в 80-х и в 2006-2007 гг.) у стен Петропавловской крепости со стороны нынешнего Артиллерийского музея, где проводились расстрелы в, так сказать, «романтический» период террора: в конце 1917 – первые месяцы 1918 гг. Тогда еще далеко за город не возили, а кончали тут же, часто сразу по приводе в крепость. Обычная технология с раздеванием и т.д. еще не была поставлена на поток и иногда даже ограбить расстреливаемых не успевали.
Результатом революционного нетерпения тех месяцев (так хотелось поскорее прикончить гада) было обнаружение среди скелетов и простреленных черепов изрядного количества остатков одежды, пуговиц, нательных крестов, образков, цепочек, медальонов, жетонов, портсигаров и т.п. и останки выглядели примерно так: «Погребенный лежал на спине, раскинув руки. Хорошо сохранилась одежда из плотного материала с пуговицей, фрагменты кожаных ремней, портупея. На кистях погребенного были тонкие белые перчатки. На черепе сохранились светло-русые волосы длиной 5-6 см…. Слева от погребенного лежала нижняя часть скелета в кожаных добротных сапогах военного образца с высоким голенищем и металлическим ремешком-застежкой. Кости были обмотаны тканью защитного цвета».
Однако есть предположения, что отдельные расстрелы проходили там и позже – в 1919-1920 гг. и в ямы на Заячьем острове были сброшены, в частности, и тела расстрелянных в январе 1919 г. четырех Великих князей. Но установить это трудно (тогда уже раздевали, и их личные вещи не могли сохраниться). Сейчас вроде бы собираются какие-то спонсорские деньги на экспертизу (государством в этом отказано). В общей сложности у стен крепости находятся останки нескольких сот человек, в том числе, конечно, и всех октябрьских юнкеров (этих-то точно никуда дальше крепости не возили).
Вот эти материалы и намечено включить в книгу отдельным приложением, м.б. даже с цветными иллюстрациями на вклейке.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →