Волков Сергей Владимирович (salery) wrote,
Волков Сергей Владимирович
salery

Category:

Воспоминания

В посл. номере ЛГ была опубликована беседа со мной, посвященная вопросам образования. Она вышла в сильно урезанном и несколько исправленном виде, и юзер verybigfish поместил у себя в журнале изначальный вариант. Не всем, конечно, понравилось, кое-кому опять за сов. реалии обидно стало. Подумал, что уместно будет дать несколько жизненных иллюстраций.
Когда я в первых записях коснулся некоторых реалий преподавания истории и уровня ее знаний студентами, некоторые сочли мои высказывания явным преувеличением. Не буду спорить, какой именно процент студентов хотя бы раз в жизни - перед экзаменом полностью прочитывает учебники по общим ист. курсам (я-то думаю, что он стремится к нулю, но вдруг где-то и читают). Замечу только, что по сложившейся практике обнаруживать усвоение хотя бы того объема знаний, который в них содержался, студенту на экзаменах просто и не требуется. Да вздумай вдруг экзаменаторы потребовать чего-то подобного, дело обернулось бы катастрофой: советское общество не получило бы запланированого числа “специалистов”, а нынешние вузы обанкротились бы.

Поделюсь воспоминаниями. Учился я в одном из наиболее престижных по советским понятиям вузов. Хотя специальность по диплому значилась “история”, курс общей истории читался у нас, естественно, “проблемно” (на уровне рассуждений о том, что “колониализм” - это плохо, а “национально-освободительное движение” - хорошо). Но вот как-то к очередному экзамену были даны вопросы, предполагавшие необходимость заглянуть в текст университетского учебника, кроме того, было рекомендовано просмотреть несколько монографий (по одной на регион) с намеком на то, что это будет проверено при ответе на экзамене. Надо было видеть, какую панику и неподдельное возмущение вызвала эта преподавательская “диверсия”, эта неслыханная наглость в среде будущих историков (привыкших готовится по учебникам для средней школы)! От меня (я был старостой курса) потребовали передать от имени курса в деканат бумагу с требованием принимать экзамены исключительно “проблемно”. Бумагу я не передал, но экзамен прошел в соответствии с обычной практикой (напугавшие всех вопросы были просто “дешевым понтом” - вдруг кто испугается и прочтет).

Лишь один раз довелось мне быть свидетелем настоящего экзамена. То ли из-за какого-то конфликта с начальством, то ли просто из хулиганства, но все три преподавателя, читавшие нам историю Древнего Востока (любящие свое дело настоящие ученые) решили по первому заходу спрашивать по-настоящему. В условиях “чистоты эксперимента” результаты были адекватны уровню экзаменуемых: на 60 чел. более 40 “неуд.” при 3-4 “отл.” и нескольких “хор.”.

В 20-30-х в сов.вузах практиковался прогрессивный «бригадный метод»: один отвечает, группе ставят оценку. Потом отменили, но иногда хочется вспомнить молодость, и вот сценка 70-х. Курс, полсотни чел., сидит в большой аудитории, по рядам ходит преп-ль. – Кто знает, когда имело место маньчжурское завоевание Китая? – В 1911 г.! (не попал: на два с половиной столетия ошибся, перепутав с Синьхайской революцией - такому сразу не ставят). А кто мне скажет…(кто скажет – сразу отпускают). Когда же общее число правильных ответов переваливает за дюжину, у всех остальных тоже собираются зачетки и ставится зачет.
Со временем пришлось и мне читать в alma mater новейшую историю стран Азии и Африки и соответственно принимать экзамен (на этом ее изучение завершалось). Слушать, как они читают по листочку списанное с лежащего под столом учебника, неинтересно, разоблачать, залезая в столы - неэстетично, и я ради соблюдения приличия обычно задавал 1-2 самых простых вопроса. - Расскажите об обстоятельствах образования Бангладеш. … Ну в двух словах. …. Тут до меня доходит. А это, вообще-то, что такое - партия, движение, государство? … Увы, “историк-востоковед” за год до выпуска из Мос. ун-та не подозревает о существовании страны со 100-миллионным населением. Ну прямо как в анекдоте (помните: “Василий Иваныч! Бангладеш возникла…”). Одна (индонезистка) не подозревает о проблеме мусульманского юга на соседних Филиппинах, другая не знает, где живут курды, и что Ирак граничит с Ираном и т.д. и т.п.

Я, собственно, был ко всему готов, но что они не знают карты… - Какие знаете бывшие итальянские колонии в Африке? … Ну, представляете Италию - сапог такой, а вот напротив, через море? … Ну, пять букв, первая Л, последняя Я? … Ну, Каддафи там такой правит? … (ничего не помогает). Какое уж там средневековье, какие Аббасиды-Сефевиды-Моголы-Юани…
Все это не заслуживало бы упоминания, если б не касалось как раз “отличников в законе”, которые были страшно оскорблены, когда я им ставил “хор.” вместо “отл.” (половина через год пришла просить переправить, что я, конечно, сделал - не лишать же людей из-за такой ерунды красного диплома).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →