Когда я в первых записях коснулся некоторых реалий преподавания истории и уровня ее знаний студентами, некоторые сочли мои высказывания явным преувеличением. Не буду спорить, какой именно процент студентов хотя бы раз в жизни - перед экзаменом полностью прочитывает учебники по общим ист. курсам (я-то думаю, что он стремится к нулю, но вдруг где-то и читают). Замечу только, что по сложившейся практике обнаруживать усвоение хотя бы того объема знаний, который в них содержался, студенту на экзаменах просто и не требуется. Да вздумай вдруг экзаменаторы потребовать чего-то подобного, дело обернулось бы катастрофой: советское общество не получило бы запланированого числа “специалистов”, а нынешние вузы обанкротились бы.
Поделюсь воспоминаниями. Учился я в одном из наиболее престижных по советским понятиям вузов. Хотя специальность по диплому значилась “история”, курс общей истории читался у нас, естественно, “проблемно” (на уровне рассуждений о том, что “колониализм” - это плохо, а “национально-освободительное движение” - хорошо). Но вот как-то к очередному экзамену были даны вопросы, предполагавшие необходимость заглянуть в текст университетского учебника, кроме того, было рекомендовано просмотреть несколько монографий (по одной на регион) с намеком на то, что это будет проверено при ответе на экзамене. Надо было видеть, какую панику и неподдельное возмущение вызвала эта преподавательская “диверсия”, эта неслыханная наглость в среде будущих историков (привыкших готовится по учебникам для средней школы)! От меня (я был старостой курса) потребовали передать от имени курса в деканат бумагу с требованием принимать экзамены исключительно “проблемно”. Бумагу я не передал, но экзамен прошел в соответствии с обычной практикой (напугавшие всех вопросы были просто “дешевым понтом” - вдруг кто испугается и прочтет).
Лишь один раз довелось мне быть свидетелем настоящего экзамена. То ли из-за какого-то конфликта с начальством, то ли просто из хулиганства, но все три преподавателя, читавшие нам историю Древнего Востока (любящие свое дело настоящие ученые) решили по первому заходу спрашивать по-настоящему. В условиях “чистоты эксперимента” результаты были адекватны уровню экзаменуемых: на 60 чел. более 40 “неуд.” при 3-4 “отл.” и нескольких “хор.”.
В 20-30-х в сов.вузах практиковался прогрессивный «бригадный метод»: один отвечает, группе ставят оценку. Потом отменили, но иногда хочется вспомнить молодость, и вот сценка 70-х. Курс, полсотни чел., сидит в большой аудитории, по рядам ходит преп-ль. – Кто знает, когда имело место маньчжурское завоевание Китая? – В 1911 г.! (не попал: на два с половиной столетия ошибся, перепутав с Синьхайской революцией - такому сразу не ставят). А кто мне скажет…(кто скажет – сразу отпускают). Когда же общее число правильных ответов переваливает за дюжину, у всех остальных тоже собираются зачетки и ставится зачет.
Со временем пришлось и мне читать в alma mater новейшую историю стран Азии и Африки и соответственно принимать экзамен (на этом ее изучение завершалось). Слушать, как они читают по листочку списанное с лежащего под столом учебника, неинтересно, разоблачать, залезая в столы - неэстетично, и я ради соблюдения приличия обычно задавал 1-2 самых простых вопроса. - Расскажите об обстоятельствах образования Бангладеш. … Ну в двух словах. …. Тут до меня доходит. А это, вообще-то, что такое - партия, движение, государство? … Увы, “историк-востоковед” за год до выпуска из Мос. ун-та не подозревает о существовании страны со 100-миллионным населением. Ну прямо как в анекдоте (помните: “Василий Иваныч! Бангладеш возникла…”). Одна (индонезистка) не подозревает о проблеме мусульманского юга на соседних Филиппинах, другая не знает, где живут курды, и что Ирак граничит с Ираном и т.д. и т.п.
Я, собственно, был ко всему готов, но что они не знают карты… - Какие знаете бывшие итальянские колонии в Африке? … Ну, представляете Италию - сапог такой, а вот напротив, через море? … Ну, пять букв, первая Л, последняя Я? … Ну, Каддафи там такой правит? … (ничего не помогает). Какое уж там средневековье, какие Аббасиды-Сефевиды-Моголы-Юани…
Все это не заслуживало бы упоминания, если б не касалось как раз “отличников в законе”, которые были страшно оскорблены, когда я им ставил “хор.” вместо “отл.” (половина через год пришла просить переправить, что я, конечно, сделал - не лишать же людей из-за такой ерунды красного диплома).
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →