Волков Сергей Владимирович (salery) wrote,
Волков Сергей Владимирович
salery

Categories:

Болонская недосистема

В этом году собирались, вроде бы, перейти на «Болонскую систему» образования. Но не перешли, а практикуется привычный идиотизм: «перешли частично» (не только часть вузов ее игнорировала, но и в одних и тех же одновременно существуют два потока – «бакалавров-магистров» и «специалистов»). Как во всем остальном, пытаются скрестить «ежа с ужом» и делать все «понарошку» - как бы оно есть, а на самом деле нет.
Болонская система (вне зависимости от того, хороша она или плоха, подходит к нашим условиям или не подходит) - вещь сама по себе весьма стройная, логичная и социально обоснованная. Из любой системы, конечно, можно брать какие-то отдельные удачные элементы и использовать их в системе совершенно иной. Но если на нее «переходить» - то уж переходить нормальным образом, а не по уродски, и тем более не громоздить одну систему на другую или творить какую-то невероятную помесь.

Мне лично нравилось в Болонской системе наличие лишь одной действительно «ученой» степени – PhD (по социальному смыслу равной нашей кандидатской), свидетельствующей, что обладатель ее есть вполне самостоятельный состоявшийся исследователь, а больше в науке ничего и не нужно. Наше «докторство» я всегда считал в этом смысле совершенно лишним. Это была некоторая «чиновная» надстройка, некий «бонус», полагавшийся людям либо «заслуженным», либо чем-либо «заведующим», до которой «допускали» и оформление которой отнимало время и силы, которые лучше бы использовать с большей пользой. Поэтому, не берусь судить, как сейчас, а в советское время средний уровень докторов наук был явно ниже, чем кандидатов.

Между тем, с самого начала было ясно, что наши докторские степени отменять отчаянно не хотят, и для людей, желающих заниматься наукой, возникло на пути еще одно ненужное звено в виде магистратуры - необходимость терять лишний год и нервы, чтобы туда еще взяли после института, а потом еще все равно в аспирантуру. (В старой России, кстати, степени магистра и доктора соответствовали таковым по БС; все остальные выпускники никаких самостоятельных работ типа нашего «диплома» не защищали).

Все прочие бакалавры в условиях, когда наряду с ними одновременно существуют «специалисты», не стали восприниматься как лица «с высшим образованием». И не потому, что действительно «недоучки» (все равно 90% тех, кто учился 5 лет, ничем не лучше – «высшее образование» давно профанировано), а потому что при одинаковой «формальности» дипломов для работодателя 5 все равно выглядит солиднее 4.

Наконец, венцом идиотизма стало принятие схемы 4+2, которая вообще-то Болонской системе не соответствует (там предполагается либо 3+2, либо 4+1), это какое-то самородное изобретение, которое с учетом массовых воплей о трудностях и издержках переделывания программ и т.д. выглядит сущим мазохизмом. Чего было создавать себе проблемы? Ведь 4+1 – это те же наши привычные 5, только в одном случае с защитой диплома, а в другом – без. Для соответствия БС (если уж надо ее вводить) ничего особо менять и не требовалось, просто менее успешных выпускать на год раньше без защиты диплома. У нас, кстати, и существовали ВУЗы 4-х, а не 5-ти летнего срока, где диплом не защищали, а только сдавали госэкзамены, а образование считалось все равно «высшим» - это и был эквивалент «бакалавра». Немцы, слышал, войдя в БС, примерно так и поступили: «бакалавр» у них - человек, писавший обычную «курсовую», а «магистр» - защитивший нечто типа нашего «диплома», который, если угодно, можно называть «магистерской диссертацией» (каковой он в общем-то и является).

В ведении БС, может, и был бы смысл, если бы она действительно стала единственной и при соотношение бакалавр-магистр примерно 10:1. В этом случае она бы, по крайней мере, выполнила крайне необходимую социальную функцию сегрегации, выделив сколько-то реально «продвинутых» из общей массы «с высшим образованием» (тогда как ныне существует масса лиц с формально одинаковыми дипломами, из коих едва ли 10% существенно отличаются от лиц, диплома вовсе не имеющих). Но слышал, что уже в прошлом году численность магистров стала искусственно форсироваться (не иначе как чтобы «больше всех» у нас их было – мало им, что по «охвату высшим образованием» на первое место в мире вышли), так что и в этом отношении смысл БС у нас пока сомнителен.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →