Как жаль, что не дожил В. Лобыцын, который первым в середине 90-х принялся раскручивать эту идею и потратил массу душевных и физических сил. Приятно, что в брошюрке, розданной участникам мероприятия, ему было отдано должное. Вот только заслуги МИДа явно преувеличены. Конечно, без этой инстанции ничего сделать было бы невозможно, но в свое-то время покойному В. Лобыцыну оказалось легче договориться с турками, чем с ней (он вынужден был отложить эту идею, столкнувшись с полным саботажем именно с этой стороны). И даже тогда, когда дело спустя почти 10 лет стало принимать иной оборот, МИД, насколько я мог заметить, лишь поддавался давлению (в т.ч. и собственных сотрудников; большим сторонником памятника был, напр., посол в 2002-06 гг. в Турции П.В.Стегний (при знакомстве действительно оказавшийся очень милым и интеллигентным человеком).
А приняло дело иной оборот потому, что за него взялся В.И.Якунин (АО РЖД). Вот он конкретно и восстановил памятник (обе организации, непосредственно осуществившие проект – Фонд Св.Андея Первозванного и Центр Национальной Славы – возглавляются лично им). «Под него» были собраны деньги с ряда больших компаний (которые могли бы в принципе быть пропиты где-нибудь в Куршавеле), ну и МИД «дожали» (Лавров и м-р культуры А.С.Соколов были привлечены сопредседателями проекта, последний даже лично участвовал).
Пустынное прежде место сильно застроено, участок был выделен в треть от территории бывш.кладбища. Но из 4-5 проектов выбран был все-таки самый приличный. Памятник сделан один к одному (видевшие оригинал разве что обнаружат в надписи на нем отсутствие 4 слов – проявленную в посл.момент дань дипкорректности по отн. к туркам). За памятником, где почва резко понижается, идет дорожка к небольшому зданию музея, со стелами по сторонам - с именами скончавшихся в Галлиполи. В музее пока – только иконный угол, более сотни увеличенных фото Галлиполийского цикла в рамках и картина Д.Белюкина (он тоже входил в раб.группу). Хорошо бы еще пару картин (особенно копию известной его «эвакуационной»), портреты Врангеля, Кутепова и иных, а главное – списки галлиполийцев. Об этом речь была, но, видимо, не успели.
Ожидал увидеть на церемонии ряд неприятных и непристойных для ситуации высоких лиц (повадившихся в посл.время подобные мероприятия посещать и даже что-то говорить), но был приятно удивлен, никого из таковых не встретив. Народу было сотни полторы, но все - имевшие прямое отношение к восстановлению – сотрудники Фонда и Центра, «рабочая группа» из привлеченных лиц (я - в этом качестве), потомки галлиполийцев.
Из официальных лиц (за исключением чинов посольства – все-таки иностр.территория) никого не было (Соколов уже был смещен), но это даже и к лучшему. Зато были турецкие – мэр (самый большой энтузиаст восстановления, по этому случаю даже выучивший по-русски неск.фраз приветствия), губернатор, м-р культуры и говорили больше всех (они надеются, что пам-к послужит привлечению туристов, но с этим, боюсь, «обломаются»: судят по себе и другим – англо-австралийские-то и турецкие мемориалы 15-го года на полуострове активно посещаются; знали бы они, что российскому туристу слово «Галлиполи» ничего не говорит...).
Прошло все весьма прилично, выступления – вполне безупречны, без всяких поползновений в «примиренческом» духе. Малость подгадил только какой-то священник, анонимно обозначенный в программе как «представитель русского зарубежья» – единственный, кто что-то вякнул про «прощение ради единства» (мне потом сказали, что это был Михаил Женевский; такая мразь эти бывшие «зарубежные» иерархи... считают, видимо, что раз спустили флаг, так надо теперь выслуживаться и быть «святее папы», хотя никто за язык не тянет). Впрочем, едва ли кто, кроме меня, на это обратил внимание.
Так что памятник стоит. И хорошо, что в Турции. Там его, по крайней мере, некому осквернять (в отл. от тех, что пытаются преждевременно установить в РФ). И уж во всяком случае он не соседствует с противоположными по смыслу и духу.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →