Волков Сергей Владимирович (salery) wrote,
Волков Сергей Владимирович
salery

Categories:

Альбом художника И.А.Владимирова

Недавно мне был подарен (одной из составительниц – Л.Тремсиной) художественный альбом «Окаянные годы. Революция в России глазами художника Ивана Владимирова». И.В. до революции был известным художником-баталистом, а, оставшись в СССР, стал вполне «правоверным» соцреалистом, избежал репрессий и помер своей смертью в 1947. Его поздние работы есть в питерском и московском музеях политической истории, дореволюционные хорошо представлены в изданиях того времени, а вот тут собраны те (1917-1922), которые как раз почти не были известны, оказавшись разбросаны по разным зарубежным коллекциям. И которые объединены вот той самой темой.

Почти все они делались на улицах в виде карандашных набросков с натуры, а потом с них (чаще акварелью) писались картины, часто в 2-3 вариантах, незначительно отличающихся деталями. На них обычно рукой автора написано, когда и где наблюдался данный эпизод (в основном Петроград и сельская местность в районе станций Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, где он работал в 1919-1923). И.В. дарил эти картины знакомым, часто иностранцам, благодаря чему они и сохранились. И вот в альбоме собрано все, что удалось найти – из десятка зарубежных и отечественных коллекций. Многие карандашные варианты также удалось собрать (часть была опубликована в лондонском журнале «The Graphic» в 1917-1918), они приводятся перед соответствующими картинами.

О самих картинах говорить излишне (некоторые в последнее время циркулировали в Интернете). В альбоме (более 330 стр.) они распределены по разделам: «Долой Орла!», «Грабь награбленное!», «Красный террор», «Большевистская пропаганда», «Голодные годы, 1918-1922», «Большевики и церковь», «Реквизиции в деревне», «Бывшие», «Повседневная жизнь в Петрограде» и «Новые хозяева жизни».

Иногда сравнение вариантов, написанных в разные годы, довольно занятно. Так, на картине, где ведут на расстрел местного священника и помещика, в оригинале 1918 г. их тащат за розвальнями на веревках, в варианте 1920 веревки стерты, а в самом позднем – 1926 заменены и подрасстрельные персонажи – вроде как это пленные белые офицеры.

В общей сложности в альбоме представлено более сотни картин, не считая вариантов. Он поступил в 3-4 библиотеки, но в Москве продается, кажется, только в «Посеве» на Петровке, правда - довольно дорого.
Subscribe

  • (no subject)

    Некоторые любят заключать сделки, другие же предпочитают устранять сам предмет потенциальной сделки. Мне вот тоже кажется, что чем вести бесконечные…

  • О разочарованиях

    Меня порой упрекают, что я высказываюсь слишком пессимистично и порчу людям настроение. В оправдание остается только сказать, что высказываюсь я не…

  • Об амнезии

    Почему вообще приходится объяснять, что «РФ – не Россия»? Вещь, казалось бы, совершенно очевидную. Ведь совершенно достаточно констатации, что РФ и…

Comments for this post were disabled by the author