Когда я говорил о нежелании иметь дело с «параллельным миром», я вовсе не ощущал себя песчинкой во враждебном море. Положим, людей, сходно мыслящих по всем или б-ву вопросов действительно единицы, тут я достаточно «оригинален». Однако я себя вполне комфортно чувствую с людьми (хотя бы они меня не одобряли) любых взглядов, кроме советских, а эта среда достаточно широка. Кроме того, говоря про «совка» как человека определенных взглядов, я имел в виду не миллионы «пассивных», испорченных соввластью и никем не «исправленных», а именно тех, которые свои взгляды активно отстаивают. А тут расклад совсем не безнадежный (взять хоть отличие «интернетного» голосования от общего). Пожалуй, в интеллектуальной сфере (вне кругов, «по обязанности» связанных с властью), воинствующие совки даже не преобладают.
Мои первоначальные крайне негативные ощущения от выхода в Сеть за 1,5 года более близкого с ней знакомства заметно улучшились. Тогда-то я смотрел сайты, а частные журналы оказалось – совсем другое и всякий раз мне поднимали настроение. 20-30-летние люди мыслят не то чтобы как-то особо «правильно», но здраво, интересно и очень симпатично. Как будто Совка вовсе никогда не существовало. Это просто НОРМАЛЬНЫЕ люди.
Я всегда считал, что лучше не иметь никаких убеждений, чем иметь ущербные. Поэтому пресловутая «безыдейность», о которой считается хорошим тоном сокрушаться, меня, напротив, весьма радует. Избавленный от навязывания противоестественного, неглупый человек сам придет к естественному. Оно имеет обыкновение пробивать себе дорогу не только в истории, но и в человеческом сознании.
Приспосабливаясь к реалиям времени, соввласти пришлось поступиться системой идеологического контроля, отчего в общегосударственном масштабе тип совка перестал воспроизводиться. Поползновения властей последних лет привить соответствующие традиции через школу в значительной степени парализуются «пофигизмом» учащихся, информационной свободой, а главное – ничего не стоят без «обязательности исполнения» и опасений типа «не примут в институт». Когда над этим можно смеяться, и ничего тебе не будет – все напрасно.
Вообще, я вынес убеждение, что страх – единственный действенный механизм внушения («против лома нет приема»). Обработка любой интенсивности не достигает без него цели. Он мог даже не вполне осознаваться, но в подкорке сидел прочно. Родители на вопрос, боялись ли они, искренне отвечали «нет», но когда я поделился результатами находок в бабушкиных бумагах, услышал: «ох, надо все это выбросить». Дядя, эталон уверенности и спокойствия (с 30-х - морской офицер с благополучной карьерой), находясь перед смертью в бреду, настойчиво уверял, что он «честный советский человек», просил не расстреливать хотя бы внучку, кричал «Да здравствует партия!». До сих пор помню, как испугалась мать невесты, когда я высказал предположение о ее происхождении из духовенства. А ведь все это нач.80-х, когда все это давно было «неактуально». Поколение людей 10-20-х годов рождения оказалось изуродовано почти целиком, но в моем, подвергавшемся не меньшей обработке, но свободном от страха за жизнь – уже совсем другие пропорции.
В следующем совков бы и вовсе не было, если бы этот тип не продолжал воспроизводиться на уровне семьи. Как бы уже «вторично». Так в последние годы развился и выкристаллизовался тип «неосовка» - относительно молодого человека, в Совдепии никогда не жившего (или жившего в довольно нежном возрасте: младшие представители моего поколения или старшие представители уже следующего), но, тем не менее, придерживающегося таких же взглядов и активно их отстаивающего. Подобно тому, как за последние полтора десятилетия в части семей голосование за коммунистов стало наследственным и сложился круг голосующих за них традиционно (чем и объясняется относительно более медленное падение популярности КПРФ по сравнению с темпами вымирания чисто совкового поколения).
Неосовок, конечно, совсем не обязательно сын голосующего за КПРФ (это публика совсем убогая; видимо, чаще даже за ЕР), но практически всегда – сын совка. Хотя абсолютное б-во детей лиц, ревностно служивших совстрою, ностальгией по нему не страдают, но все неосовки, насколько я мог заметить – выходцы именно из этой среды. Это те, кому дома хорошо рассказали, что «броня крепка и танки наши быстры». Знакомые говорили, что именно с ними в основном и приходится сталкиваться на всяких «форумах» (традиционный-то совок вымирает, и по большей части неактивен).
Некоторые ассоциируют их с «Нашими», но мне кажется, что это совсем другое явление. Те по форме хоть и сильно смахивают на комсомол, но просто молодежная «группа поддержки» (актив которой видит себя кадровым резервом, а остальные привлекаются «на время» за коврижки). Их «убеждения» не есть ни их собственные (существовавшие изначально и заставившие из придти в организацию), ни постоянные. Сначала это были «Идущие» вообще без выраженной идеологии, потом их сделали «Нашими» в краснозвездных майках и красными же флагами, но завтра могут сделать еще чем-то или распустить. Неосовок же человек определенно-идейный.
Ну что ж, придется им пережить свой 91-й год (может, и не один). Не исключена возможность, кстати, что даже нынешний режим переживет свою идеологию. Пока же, как бы много их ни было, даже в роли «мэйнстрима», особенных успехов в своем деле они не достигли. Они наступают внутри государства, но ИХ государство отступает перед реальной жизнью.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →