Волков Сергей Владимирович (salery) wrote,
Волков Сергей Владимирович
salery

Category:
Видел недавно в «Эксперте» статью про проблемы элитарного образования. Очень даже неплохая статья (там вообще плохих статей почти не бывает), автор демонстрирует вполне здравое понимание этих самых проблем (о них – разговор отдельный) и даже свободу от некоторых обычных комплексов. Но как только затрагиваются ист.реалии – интеллигентские стереотипы вкупе с привычной для нашего жителя неосведомленностью прут наружу.

Напр., панегирик (вполне справедливый) немецкой университетской системе сопровождается заявлением о том, что элита университетская и государственная вещи как бы совсем разные. Исходная установка: университет – что-то хорошее, гос-во – что-то плохое, поэтому то обстоятельство, что выпускник ун-та и германский чиновник – одно и то же лицо, во внимание не принимается.

Про Россию (рос.г-во, понятно, еще хуже всякого другого) еще более лихо – здесь он «уже в Х1Х в.» находит «раскол между элитой, формируемой университетской системой и управляющей номенклатурой», «гос.система упр-я оказалась оторванной от гос.элиты». В общем - в духе привычного противопоставления «невежественного чиновника» «образованному интеллигенту-разночинцу». (Выгнанного с младших курсов лохматого «озабоченного» придурка эта традиция склонна наделять априори большей образованностью, чем того, кто, успешно окончив тот же ун-т, надел мундир, или, скажем, выпускника Училища правоведения, Ал.лицея и т.п., или получившего прекрасное домашнее образование аристократа).

И это про страну, в которой, связь между образованием и успешностью на гос.службе была велика, как нигде в Европе, где чиновничество было как раз наиболее образованным слоем общества (не только до 90% деятелей российской науки и культуры происходило из этой среды, но и подавляющее большинство их сами были чиновниками и офицерами).

М.п., как раз в Х1Х в., с развитием университетской сети происходил не «раскол» между ней и госслужбой, а, напротив, все большая часть управленческой элиты оказывалась ее питомцами. Наверно, таким людям будет странно узнать, что университеты в России и имели основной своей задачей подготовку кадров для государственной службы (почти все их питомцы там и оказывались). Они организационно возглавляли систему образования как центры созданных в 1803 г. учебных округов (губернии включались в тот или иной округ по принципу близости к соотв. ун-ту), а до 35-го года университетскому нач-ву и административно напрямую подчинялись все средние и низшие уч.заведения округа.

Похоже, и в этой сфере представления о Совке (любопытно, что как раз для него автор еще нашел какие-то полукомплименты) переносятся на старую Россию. Между тем, как раз в дореволюционной России, где управленческая элита состояла из лиц, уже домашнее воспитание и образование которых было лучшим для своего времени, не говоря о получаемом в учебных заведениях, так что культурный уровень высшего эшелона власти был выше среднего уровня тогдашнего образованного слоя , проблема “совмещения” элиты интеллектуальной с элитой управленческо-политической не стояла.

А вот в Совдепии, где идеологическую основу власти составлял принцип "диктатуры пролетариата", наблюдалась прямо противоположная картина, и даже какой-нибудь полуграмотный Горбачев, но хотя бы формально окончивший одно из лучших среди имевшихся заведений, выглядел редким исключением. Выдвижение на ведущие посты лиц по принципу превосходства в уровне образования и общей культуры было не только невозможно по идейно-политическим соображениям, но и превращено в свою противоположность - практику "отрицательного отбора", когда сознательно отбирались и выдвигались люди, обладавшие, по возможности, некоторыми организаторскими способностями и знанием узкого "ремесла", но как можно более скромного интеллекта, кругозора, знаний и творческих способностей (каковые качества не предполагали искреннего принятия господствовавшего идеологического маразма и, соответственно, лояльности властям, его насаждавшим). Не удивительно, что высший политико-управленческий слой отличался едва ли не самыми худшими культурно-образовательными характеристиками среди других категорий лиц умственного труда в стране.
Subscribe

  • "Красные линии"

    Почему-то больше всего из президентского послания запомнились эти "красные линии": кому-то выгодно было испугаться (угрожает!), кому-то –…

  • (no subject)

    Доктрины – "как нам обустроить…" существовали с древности, но вот реально строить государства по этим образцам никогда не случалось. Отдельные…

  • Разочаровал...

    Ну вот в который уже раз за то время, пока я тут высказываюсь, приходится повторять травмирующее многих суждение: НИЧЕГО НЕ БУДЕТ. И, по-видимому,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • "Красные линии"

    Почему-то больше всего из президентского послания запомнились эти "красные линии": кому-то выгодно было испугаться (угрожает!), кому-то –…

  • (no subject)

    Доктрины – "как нам обустроить…" существовали с древности, но вот реально строить государства по этим образцам никогда не случалось. Отдельные…

  • Разочаровал...

    Ну вот в который уже раз за то время, пока я тут высказываюсь, приходится повторять травмирующее многих суждение: НИЧЕГО НЕ БУДЕТ. И, по-видимому,…