?

Log in

No account? Create an account
Сразу несколько знакомых заметили какие-то разговоры на тему… - Волков Сергей Владимирович [entries|archive|friends|userinfo]
Волков Сергей Владимирович

[ website | Сайт историка Сергея Владимировича Волкова ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Jan. 9th, 2017|04:22 pm]
Волков Сергей Владимирович
Сразу несколько знакомых заметили какие-то разговоры на тему «гибридности» нынешнего режима (дискуссия, что ли, где-то была?). Это, видимо, с подачи такой Екатерины Шульман (я как-то видел ее рассуждения). Термин-то дурацкий (не менее, чем «гибридная война»), да и нечего особо тут обсуждать, но как лишнюю иллюстрацию к вредности религиозного мышления применительно к общественным реалиям стоит, пожалуй, помянуть.

Девушка эта очень даже неглупая и относительно мотиваций путинского режима имеет достаточно правильные представления. Но чтобы рассуждать о возможном и вероятном, быть умным человеком и даже что-то знать – недостаточно. Надо иметь по возможности полностью свободное мышление. Вот, напр., тот же Радзиховский – человек умный, но ему сильно мешает, ставя определенные ограничения, его еврейство, от коего он в своих оценках отрешиться не способен. Екатерине Ш. (если, как говорят, она тоже еврейка) это не мешает, но зато она глубоко религиозна (а ум имеет свойство отступать перед верой).

При этом, если вера во внечеловеческую силу неуместна и опасна только в применении к условиям общественно-политической жизни, а для конкретного индивида может иметь глубоко личное, но реальное значение, то религиозная вера в человеческие установления (предполагающая как раз общественную практику) бессмысленна как таковая и никаких оправданий вовсе не имеет.

Между тем в этой религиозной картине мира представление о том, что всякий режим может (и должен) в итоге прийти к Демократии, не менее устойчиво, чем в ином случае – о таковой же возможности каждого человека прийти к Богу. Но если Бог непостижим, то Демократия всего лишь невозможна (было бы ужасно, будь иначе), зато демократические режимы вполне себе постижимы. Подход, при котором Демократия приобретает сакральное значение как воплощение Красоты, Добра и Правды (при том, что понимание и того, и другого, и третьего сугубо индивидуально), обессмысливает любые рассуждения на политические темы.

Никаких абстрактных «автократий-демократий» и т.д., которые бы боролись между собой как Свет и Тьма, в природе не существует (разные сущности могут иметь одинаковую форму – и наоборот). Любой режим выражает расклад и конфигурацию господствующих в данном обществе «центров силы», и сам по себе никуда эволюционировать не может, равно как в принципе не может быть чем-то «гибридным», потому что правящие в нем силы всегда конкретны. Они либо одни, либо другие и чем-то «средним», промежуточным (между чем и чем – какими-то абстрактными понятиями?) не бывают, и пока не сменятся, не может меняться и режим.
link